Для решения проблемы повышения эффективности деятельности организации и ответственности руководителей, специалистов и других работников в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах необходимо изучение сущности прибыли и ее роли в интенсификации финансово-хозяйственной деятельности.
В общем виде прибыль представляет собой разницу между совокупной выручкой и совокупными издержками. Величина прибыли является основным показателем при оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности его деятельности. Более того, механизм формирования, распределения и использования прибыли затрагивает интересы не только собственников предприятия, но и его высшего руководства и персонала, государства, различных партнеров и кредиторов. С позиции государства, в современных условиях прибыль служит основным источником накопления и пополнения доходной части его бюджета. Что касается самого предприятия, то здесь значение прибыли состоит в том, что она выступает главным источником финансирования расширенного воспроизводства, социального и научно-технического развития организации а также материального поощрения и стимулирования работников. [2, с.415]
На каждом предприятии должны предусматриваться мероприятия по увеличению прибыли.
Одним из самых распространенных путей роста прибыли является увеличение объема производства и реализации продукции. При наличии дополнительного спроса предприятие должно стремиться к завоеванию этой части рынка, поскольку с каждой проданной единицей товара предприниматель будет иметь дополнительную прибыль. Однако следует отметить, что с ростом объема производства увеличатся и издержки. Более того, на определенном этапе предельные издержки превысят предельный доход, что приведет к убыточности предприятия. Поэтому максимизировать прибыль путем увеличения объема производства можно до того момента, пока предельный доход не будет равен предельным издержкам, а именно до той поры, пока затраты на производство дополнительно выпущенной продукции не будут равны выручке от ее продажи. [3, с.225]
Также, для того чтобы правильно увеличить объем продаж, необходим анализ, который включает в себя определение потенциальных клиентов. К ним относятся все люди, которые сделали какой-то шаг на встречу покупке. Не менее важными составляющими при анализе являются средний чек, количество повторных продаж за определенный период времени, а также процент людей из числа потенциальных клиентов, которые сделали хотя бы один раз покупку. Увеличив все эти пункты хотя бы на 10-15%, можно получить увеличение продаж вдвое. Становится очевидным, что данных путь роста прибыли требует весьма детальный анализ профессиональным работником.
Также прибыль может быть увеличена за счет повышения качества продукции. В свою очередь это позволит предприятию повысить и цену товара. Стоит отметить, что плохое качество увеличивает определенные расходы организации. Сюда входят браки, гарантийные расходы и иные затраты. Кроме последних, существуют непроизводственные расходы, связанные с потерей конкурентоспособности, так как неудовлетворенные потребители переключаются на товары конкурентов. А значит, улучшение качества напрямую связано с повышением конкурентоспособности и с увеличением прибыли. Внедряя новшества и инновации, повышая уровень квалификации кадров, предприятие реализует товар по максимально возможной цене и в больших объемах. Безусловно, данное мероприятие требует немалых затрат. Если еще сравнительно недавно доля затрат на качество обуславливалось физическим трудом, то в настоящее время преимущественное место занимает доля интеллектуального труда. Таким образом, для решения проблемы качества требуется участие ученых, инженеров, менеджеров. Руководству компании необходимо разрабатывать политику в области качества и осуществлять контроль за ее реализацией. [4]
Не менее распространенным способом увеличением прибыли является снижение себестоимости продукции. Сокращение затрат на производство приводит к улучшению финансового состояния предприятия, к возможности для материального стимулирования работников, а самое главное к росту прибыли. Снижать себестоимость предприятие может за счет сокращения различных расходов, например, административно-управленческих, расходов материалов, заработной платы и т.д. Наиболее эффективным из направлений снижения затрат является механизация и автоматизация производства, модернизация и замена устаревшего оборудования, применение высокопроизводительных технологий. Безусловно, данное мероприятие требует работу по улучшению организации труда, предприятие должно быть готово к использованию такого оборудования. Это еще раз подтверждает значительную роль квалификации кадров в увеличении прибыли. [5]
Что касается затрат на материалы, сырье, топливо и иные ресурсы, то здесь важную роль играет применение ресурсосберегающих технологических процессов и, конечно, правильный выбор поставщика. Если же предприятию необходимо сократить расходы на заработную плату, увольнение не самый лучший метод. Оно может быть оправдано только в том случае, если штат необоснованно велик. Для того чтобы избежать сокращение численности персонала, можно сократить фонд оплаты труда на одинаковый процент каждому работнику. Это позволит избежать враждебную атмосферу внутри коллектива. [6]
Ускорение оборачиваемости капитала также способствует увеличению прибыли, поскольку сокращает потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и содействует приросту объемов продукции. Однако, если производство и реализация продукции является убыточными, то и ускорение оборачиваемости средств приведет к «проеданию» капитала, а следовательно к ухудшению финансового результата предприятия. Поэтому необходимо стремиться к максимальной отдаче капитала.
Таким образом, эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от грамотного планирования и реализации мероприятий по увеличению прибыли. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на ее рост и манипулировать переменными, от которых она зависит. Совокупность обозначенных действий в итоге обеспечит не только рост прибыли, но и рентабельное функционирование российских предприятий, а также рост российской экономики в целом.
Список литературы
Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2016. № 3. С. 99-104.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 703 с.
Сидоров В. А. Экономическая теория: учеб.для вузов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. 400 с.
Сергеева С. С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №8. С. 280-281.
Дубоносова А. Н. Снижение себестоимости продукции как фактор улучшения финансового состояния предприятия// Справочник экономиста. 2014. №7.
Акатова А. С. Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий / А. С. Акатова, Ю. А. Козлова // Молодой ученый. 2014. №4.С. 453-456.