«Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения» [4, 233].
Ведь, «воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования» [7, 418]. Таким образом, воспитать надо человека способного преодолеть эти условия, и не идти против своих моральных убеждений сложившихся у него с самого детства. Человек приспосабливается к условиям, которые предоставляет ему современное общество, благодаря знаниям, подражанию или приобретению личного опыта.
«Нравственность – это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, и поведение человека» [5, 18].
Современная наука о воспитании нравственности детей пока не сложилась, она не имеет определенной, ясной, и законченной позиции. Исходя из этого мы в нашей работе опирались на методе нравственного воспитания Я. А. Коменского. «Коменский в своих учениях рекомендовал использовать метод дискуссий по разным вопросам, которое бы имели учебное и воспитательное значение. Считал, что каждое нравственное положение, правило или действие учащийся должен усвоить сознательно, исходя из этого придавал большое значение личному примеру в формировании нравственности у ребенка. Коменский одним из важнейших методов нравственного воспитания считает поучение. По Коменскому, поучение, вместе с примером основной путь для создания убежденности – этого могучего рычага нравственного сознания и действия» [6, 299]. Метод дискуссий, личный пример и поучение, их эффективное влияние на нравственные чувства ребенка, более ярко будут задействованы в образовательных ситуациях.
«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).
Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам педагог, то есть возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с детьми. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными» [3, 13].
В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно - игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Имитационно-игровые ситуации позволяют в лёгкой̆ интересной для детей̆ игровой̆ форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания, отработать различные навыки; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно- описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации, в реально-практических ситуациях дети реально разрешают различные жизненные проблемы. Именно реально-практические ситуации помогают осознать ту или иную проблему, которая стоит перед ребенком. Только реально решая различные жизненные ситуации дети в полной мере могут прочувствовать возникшие сложности.
Когда не было специализированных дошкольных учреждений, в нашей республике, дети воспитывались в бытовых условиях, родители воспитывали своих детей в основном на своем примере, наставлениями, преданиями, мифами, рассказами о народных историях, народными играми. В те годы люди воспитывали члена этнической общности – это было важнейшей частью культуры того времени. Тогда, уже с малых лет, дети оставались одни, и самостоятельно решали проблемы возникшие перед ними. Такое воспитание продолжалось до 90-х годов. Складывавшаяся на протяжении веков такая система воспитания полностью потеряла значение. «Народный идеал человека, воплощающий представления о нравственности, добре и зле, разумеется, прежде всего был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению этнической общности, повышению ее выживаемости, адаптированности к природной и социальной среде, развитию системы жизнеобеспечения. В этом смысле принципы и приемы народной педагогики довольно рациональны и конкретны, отражают определенное состояние этнической общности, особенности ее формирования, исторического развития. В то же время в этических, религиозных мифологических представлениях разных народов отражаются не только специфические, этнорегиональные, но и некие общечеловеческие принципы жизни, жизнедеятельности, наиболее соответствующие природе человека, его биосоциодуховной сущности. Именно это заставляет сегодня внимательно относиться к процессам «этнического ренессанса», нарастанию этномобилизационных процессов, свидетельствующих вопреки прогнозов политологов о нарастающей потребности возврата к исходным человеческим ценностям, которые выработала этническая культура» [1, 167].
«Этнопедагогика – это область современной педагогической науки имеющая междисциплинарный характер и строящейся на взаимодействии различных гуманитарных наук: педагогика, психология, этнологии (этнографии), социально-культурной антропологии, теории и истории культуры, этики, эстетики, социологии, религиоведения, теории коммуникации, конфликтологии. Междисциплинарный характер обуславливает область сложных научный исследований в области этнопедагогики, но в то же время отражает одну из наиболее актуальных тенденций в развитии гуманитарного научного знаний – интеграцию научный областей с целью формирования комплексного системного представления о человеке как объекте этнопедагогического воздействия» [1, 3].
«Житейский опыт воспитания содержит свои принципы заботы о здоровье детей. Народ имел определенные представления о функциях человеческого организма и воспитывал необходимые образцы поведения. Если физический недуг силен, то о здоровье души ребенка необходимо позаботиться в первую очередь. А центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении физические игры е только развлечение, но и средство нравственного воспитания. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки. Они включают физическую силу, выносливость, красоту, нравственные достоинства» [1, 182].
Народная педагогика начинается с колыбельных песен, игровых песен, игрушек, игр, трудовых орудий, и обязанностей детей, спортивных состязаний. Из давно подчеркивается обучающее и воспитательное значение игр. Физические игры имеющие народные традиции были важным средством духовно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. В нашем народе преобладали настольные игры: «Тырыынка», «Тыксаан», «Хаамыска» и т.д., но значимость этих игр не менялась.
Побеседовав с воспитателем экспериментальной группы мы решили выбрать те нравственные качества, которые необходимо воспитать в данной группе: дружелюбие и гуманность. И так, изучив теоретические основы проблемы воспитания нравственных качеств у дошкольников, мы перешли к опытно-экспериментальной работе исследования. Исследование проходило в МБДОУ ЦРР Детском саде №21 «Кэнчээри» г. Якутска, для работы были отобраны две старших группы: «Колокольчик» и «Урумэччи», общее количество детей составляло 52 ребенка, в каждой группе были экспериментальные и контрольные группы детей. Для констатирующего этапа нашей работы мы отобрали четыре диагностические методики: «Диагностическая беседа с детьми о дружбе» Жадан Я.Э., Гончарова Е.В., «Разложи картинки» Р.Р.Калининой, «Проблемная ситуация» В. Петровского, наблюдение за режимными моментами в группе.
На констатирующем этапе работы, дети из группы «Колокольчик» показали низкий уровень дружелюбия и гуманности, группа «Урумэччи» средний уровень, в процентном соотношении 40 и 65%. По полученным данным экспериментально-формирующей группой стала «Колокольчик».
В формирующем этапе нами был разработан комплекс ООД направленный на воспитание дружелюбия и гуманности в процессе образовательных ситуаций с компонентами этнопедагогики. (таб.1)
Таблица 1
Комплекс ООД направленный на воспитание дружелюбия и гуманности в процессе образовательных ситуаций с компонентами этнопедагогики
Организованная образовательная деятельность |
|||||
День недели |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
Продолжительность занятия |
|
Пн. |
Беседа «О преданиях» |
Беседа «Вежливость к предкам и историям своего народа» |
Рассказ «История якутского богатыря» |
25 мин. |
|
Вт. |
П/и «Мохсо5ол охсуьуута» |
П/и «Мас тардыьыыта» |
Н/и «Тырыынка» |
25 мин. |
|
Ср. |
Рассказ «Якутские предания старины глубокой…» |
Н/и «Хаамыска» |
Беседа «О дружбе» |
25 мин. |
|
Чт. |
Д/и «Путешествие по легендам якутского народа» |
Д/и «Богатыри земли якутской» |
П/и «Мохсо5ол уонна саьыл» |
25 мин. |
|
Пт. |
Н/и «Тыксаан» |
Беседа «Я и мой народ» |
Беседа «Как важно быть гуманным» |
25 мин. |
Анализ формирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволил нам сделать выводы всей нашей проделанной работы. И так, в двух экспериментальных группах «Колокольчик» и «Урумэччи», был скачок вверх в процентном показателе нравственной воспитанности. В группе «Колокольчик» общий процентный показатель составил 85%, в группе «Урумэччи» 70%, в процентной соотношении мы видим, что экспериментальная группа «Колокольчик» совершила резкий скачок нравственной воспитанности, также контрольная группа «Урумэччи» превысила свой констатирующий показатель дружелюбия и гуманности, мы основываемся на том, что с экспериментальной группой детей данной группы работал воспитатель.
Таким образом, мы в исследовательской работе достигли поставленных нами задач. Сейчас в детских садах этнопедагогика как таковая, не актуальна. Мы наблюдаем, что наши дети воспитываются по не народным образовательным программам, и лишь иногда в «особые» дни, проводятся мероприятия народного характера. А со временем дети все ярко становятся равнодушными ко всему, или пропагандируют культуру других стран – такова реалия современного мира.
Ссылки на источники:
Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособ. для студ. выс. уч. завед./ Л.Н.Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
Виноградова А.М. Воспитание нравст. чувств у старших дошкольников. / А.М.Виноградова, Р.С.Буре, Г.Н.Годин, А.Д.Шатова и др. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Конохова, Е.С. Обруч: науч. попул. журнал для ДОУ / Е.С.Конохова «Образовательные ситуации» // №103 – М.: - 2012 – 38 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 238 с.
Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособ. для студ. выс. уч. завед / С.А.Кохлова. - М. : Академия, 2002. – 192 с.
Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский /Д.О.Лордкипанидзе – М.: Педагогика, 1970. – 440 с.
Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Юрайт, 2010 – 574 с.