Цель бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) - представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения организации.
В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна своевременная, достоверная, правдивая, полная и сопоставимая информация.
В настоящее время одним из важных моментов функционирования любой организации является планирование своей деятельности. А любое планирование невозможно без факторного анализа результатов деятельности. Поэтому факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить обоснованность планирования, а также дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечит эффективность и бесперебойность работы организации.
С помощью экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятие разрабатывает конкретную стратегию и тактику развития производства, выявляет и оценивает резервы роста прибыли и рентабельности, а также находит способы их мобилизации.
Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования.
Положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании средств организации (т.е. основного и оборотного капитала).
Экономический анализ неразрывно связан с бухгалтерским учетом, так как именно на основе учетных данных и проводят факторный анализ. Все операции отраженные в синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета формируют конечный результат – а именно прибыль. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия показывает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Таким образом, прибыль предприятия является важнейшим показателем его деятельности. В процессе анализа финансовых результатов деятельности организации используются различные показатели прибыли.
Как известно, изменение прибыли от реализации продукции зависит от изменения следующих факторов:
- объема реализации;
- структуры реализации;
- отпускных цен на реализованную продукцию;
- цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является:
- определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
- проведение факторного анализа прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по результатам факторного анализа.
Современные авторы рекомендуют проводить анализ прибыли и рентабельности, методику которого я рассмотрю на конкретном примере. Анализ буду осуществлять на основе данных отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса.
Результаты анализа представим в виде таблицы 1.
Таблица 1 Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
2015 г. |
2016г. |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста (%) |
Уровень к выручке в базисном периоде,% |
Уровень к выручке в отчетном период,% |
Отклонение уровня (+/-) |
Выручка |
81 250 |
92 610 |
11 360 |
113,98 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость продаж |
89 790 |
90 945 |
1 155 |
101,28 |
110.51 |
98,20 |
-12,31 |
Валовая прибыль |
8 540 |
1 665 |
-6 875 |
19,49 |
10,51 |
1,80 |
-8,71 |
Прибыль (убыток) от продаж |
8 540 |
1 665 |
-6 875 |
19,49 |
10,51 |
1,80 |
-8,71 |
Прочие доходы |
3 952 |
4 627 |
675 |
117,07 |
4,86 |
5,00 |
0,13 |
Прочие расходы |
22 621 |
26 082 |
3 461 |
115,29 |
27,84 |
28,16 |
0,32 |
Прибыль до налогообложения |
27 209 |
19 790 |
-7 419 |
72,73 |
33,49 |
21,37 |
-12,12 |
Прочее |
276 |
222 |
-54 |
80,43 |
0,34 |
0,24 |
-0,10 |
Чистая прибыль (убыток) |
27 485 |
20 011 |
-7 474 |
72,81 |
33,83 |
21,61 |
-12,22 |
Проанализировав таблицу 1 можно сделать следующие выводы:
- В отчетном периоде наблюдается увеличение такого показателя как выручка на 11 360 тыс.руб. Это свидетельствует о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
-Увеличение себестоимости продукции является отрицательным моментом, так как это свидетельствует об увеличении затрат на производство реализованной продукции;
- Уменьшение такого показателя как прибыль (убыток) от продаж неблагоприятен для организации, так как он свидетельствует об уменьшении рентабельности продаж и относительном увеличении издержек производства и обращения;
- Уменьшение чистой прибыли и прибыли до налогообложения также является отрицательным моментом для организации.
Методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на величину результативного показателя заключается в анализе влияния факторов, т.е. факторном анализе.
Также используя данные формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» и формы № 5 «Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах» можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:
- маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли, тыс. руб.;
- точка критического объема продаж, тыс. руб.;
- запас финансовой прочности, тыс. руб.
Таблица 2 Анализ финансовой прочности
Показатели |
Значения |
Изменение показателя |
|
2015 г. |
2016 г. |
||
Выручка |
81 250 |
92 610 |
11 360 |
Переменные затраты (себестоимость от продаж – амортизация производственного назначения) |
54 247 |
54 851 |
604 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
27 003 |
37 759 |
10 756 |
Доля маржинального дохода в выручке от продаж |
0,33 |
0,41 |
0,08 |
Постоянные затраты |
36 445 |
37 094 |
649 |
«Критическая точка» объема продаж |
110 439,4 |
90 473,2 |
-19 966,2 |
Запас финансовой прочности |
- 29 189,4 |
2 136,8 |
31 326,2 |
То же, % к объему продаж |
-35,93 |
2,31 |
38,24 |
Прибыль (убыток) от продаж |
8 540 |
1 665 |
-6 875 |
Прибыль от продаж, в % ЗФП |
- 0,3 |
0,8 |
1,1 |
Из таблицы можно сделать вывод о том, что маржинальный доход увеличился к 2016 году на 10 756 тыс. руб. и составил 37 759 тыс. руб., это говорит о том, что у организации есть возможность получать значительную прибыль.
Таким образом можно сказать, что увеличение постоянных затрат предприятия, как правило, связано с ростом производственных мощностей и происходит за счет капитальных вложений и дополнительного привлечения оборотных средств. Существенное увеличение спроса ведет к расширению масштабов деятельности и приводит к росту всех категорий затрат. Но в этом случае увеличиваются главным образом переменные расходы. Растут и постоянные затраты за счет амортизации вновь приобретенных станков и машин, увеличения части затрат на управление и сбыт. В итоге себестоимость единицы продукции снижается, а прибыль растет.
Библиографический список
1. Абрютина, М.С. Финансовый анализ [Текст]: Учебное пособие / М.С. Абрютина. – М.: ДиС, 2014. – 192 с.
2. Артеменко, В.Г., Остапова, В.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебник / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова, - М.: Омега – Л, 2015. – 270 с.
3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа. Инструментарий практика [Текст]: Учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шермет; под ред. М.И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 536 с.
4. Дроздов, О.А. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия [Текст]: // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - № 11. – С. 60-61.
5. Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст]: Учебник / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет. 2015. – 351 с.