Рассмотрение содержания и структуры форм плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Описание основных полей форм плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Привести примерные мероприятия плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Представить методику оценки рисков планирования мероприятий плана эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Представить показатель оценки эколого-экономической эффективности планируемых природоохранных мероприятий.
Все планируемые финансово-хозяйственные природоохранные мероприятия заносятся в формы планирования, каждая из которых представляет собой таблицу с определенными полями. Для плана мероприятий есть «Форма-1», которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Форма-1 – Планирование мероприятий в текущем планировании повышения эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта
№ |
Содержа ние меропри ятия |
Сроки внедрения |
Типы затрат |
Источники финансирования |
Ответствен ные испол нители лица |
Цель внедрения мероприятий |
Значение планового показателя |
Экологический эффект, Ээк |
||
1. |
Начало работ |
Завершение работ |
Ка пита льные |
Эксплуатаци онные |
||||||
2. |
||||||||||
3. |
Такая форма подходит для составления планов мероприятий для тактического планирования на срок 1 год внутри средне- или долгосрочного планирования и предназначена для сводки и обобщения уже утвержденных мероприятий плана повышения эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятия. В данной форме мероприятия плана есть дезинтегрированные мероприятия стратегического плана. Рассмотрим составляющие данной формы, а именно, то, что в ней прописывается во время процесса планирования эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
«Содержание мероприятия» – описание показателя, который вносится в план.
«Сроки внедрения (нач. и кон.)» – календарные сроки начала и конца планирования мероприятия.
«Типы затрат (кап. и эксп.)» – Статьи затрат (капитальных и эксплуатационных), которые несет в себе планируемое мероприятие.
«Ответственные лица» – ответственные лица или подразделения в системе железнодорожного транспорта, которые занимаются исполнением принятого мероприятия.
«Назначение мероприятия» – на достижение каких природоохранных целей направлено планируемое мероприятие.
«Значение планового показателя» – количественный или качественный результат, который однозначно позволяет сделать вывод, что планируемое мероприятие выполнено (планируемый показатель достигнут).
«Ээк» – ожидаемый экологический эффект от реализации мероприятия.
Рассмотрим следующую форму – «Форму – 2», в которой уже рассматриваются мероприятия тактических планов, планируемые для производственных процессов и их элементов. Такая форма представлена в таблице 2.
Таблица 2
Форма-2 – форма планирования мероприятий в текущих планах по производственным процессам и их элементам
№ |
Содержание мероприятия |
Сроки внедрения |
Типы затрат |
Источники финанс. |
Оценка риска |
Показатель эффектив ности |
Влияние на прибыль |
||||||
1. |
Нач. |
Кон. |
Кап. |
Эксп. |
|||||||||
2. |
|||||||||||||
3. |
Показатели плана формируются на основе производственных процессов предприятия и их элементов, а также компонентов окружающей природной среды [2]. Перечислим основные производственные процессы и их элементы.
Производственные процессы:
1. Научные исследования.
2. Освоение новых видов работ, услуг.
3. Ремонт.
4. Транспортировка.
5. Хранение.
6. Утилизация.
7. Строительство.
Элементы производственных процессов:
Рабочая сила.
Сырье.
Материалы.
Работы (услуги).
Комплектующие.
Информация.
Инвестиции и т.д.
Рассмотрим более подробно каждый из них, применительно к предприятиям железнодорожного транспорта.
Научные исследования – исследования новых форм деятельности, технологий, операций на железнодорожном транспорте, которые помогут достигать большей эффективности в будущем. На предприятиях железнодорожного транспорта научные исследования связаны с изучением применения новой техники (передвижного состава), новых типов путей, новых типов работы с очищением воздуха, воды, обезвреживания отходов и т.д.
Освоение новых видов работ, услуг – применение новых форм и методов осуществления деятельности предприятиями железнодорожного транспорта.
Ремонт – проведение работ железнодорожным транспортом по восстановлению разрушенной техники, технических узлов и агрегатов, и процессы, связанные с ним.
Транспортировка – перемещение техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ней.
Хранение – сохранение на длительный срок техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.
Утилизация – уничтожение или обезвреживание (захоронение) техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.
Строительство – создание новых объектов техники, технических узлов, элементов дорожной инфраструктуры или агрегатов в пространстве, и процессы, связанные с ним.
На основании предложенных производственных процессов предлагается сформировать такие показатели планов, как:
инвестиции в повышение экологической безопасности процессов строительства на железнодорожном транспорте;
контроль развития энвайронментальной культуры персонала организации;
повышение скорости передачи и обработки информации об экологических авариях и катастрофах, связанных с транспортировкой отходов и пр [3].
Для оценки рисков мероприятий тактического планирования используется метод сценариев (имитационное моделирование), сущность которого заключается в следующем: на основе экспертной оценки по каждому мероприятию присваивается один из пяти возможных уровней риска [4]:
критический;
высокий;
средний;
низкий;
минимальный.
Для каждого уровня риска рассчитывается среднеквадратическое отклонение ΔS – разности ущербов до и после реализации планируемого мероприятия. Уровень риска определяется вероятностью его осуществления. Предлагается оценивать уровни риска в зависимости от его вероятности следующим образом:
критический – вероятность: 0,81 – 1;
высокий – вероятность: 0,61 – 0,8;
средний – вероятность: 0,41 – 0,6;
низкий – вероятность: 0,21 – 0,4;
минимальный – вероятность: 0 – 0,2.
Тогда по формуле (1) имеем:
(1)
среднеквадратическое отклонение результата планирования от среднего значения;
– средневзвешенная величина разности ущербов по вероятностям P(k) для реализации каждого из трех возможных сценариев;
– разность ущербов окружающей среде до реализации планируемого мероприятия повышения эколого-экономической эффективности и после него до него для мероприятия, реализующегося при k-м сценарии;
вероятность отклонения разницы ущербов от среднего значения.
Предлагается оценивать эффективность данных мероприятий по формуле (2):
Ээк = где (2)
Ээк – показатель оценки эколого-экономической эффективности планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия;
ущерб окружающей среде, наносимый до реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб.;
ущерб окружающей среде, наносимый после реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб.;
коэффициент качества управления системой природопользования на предприятии, вычисляемый методом экспертных оценок;
размер суммарных затрат (капитальных и эксплуатационных), необходимых для реализации финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия за год, руб.;
размер платы за природопользование, которую предприятие экономит при реализации планируемого финансово-хозяйственного природоохранного мероприятия, руб. [5].
Оценив риски, необходимо дать соответствующую оценку эколого-экономической эффективности планируемого мероприятия для принятия решения о том, будет ли оно вноситься в план или нет.
Таким образом, планирование финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предполагает создание планов развития, которые представлены в табличных формах. Помимо самих мероприятий в формы вносятся количественные и качественные показатели их осуществления, показатели оценки рисков и эколого-экономической эффективности.
Список литературы:
Кузина Е.Л. Управление экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта на примере системы железнодорожного транспорта // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. № 2. – С. 75-81.
Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Стратегическое планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2014. – № 4. – С. 60-65.
Кузина Е.Л Обоснование критерия экологической безопасности функционирования системы железнодорожного транспорта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2010. – Т. 4. – № 44. – С. 107-116.
Marina A. Vasilenko; Nikita A. Drozdov; Julia A. Tagiltseva; Elena L. Kuzina; Marina A. Kuzina Systematic approach and advanced marketing in public-private partnerships // 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS).–27–31р.–Режим доступа: http://ieeexplore.ieee.org/document/8085891/.
Дроздов Н.А. Экономико-математические методы в планировании в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». – 2015. – С. 87-89.