ОЦЕНКА РИСКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА РИСКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Дроздов Н.А. 1, Кузина Е.Л. 2, Гончаров А.-. 2
1ФСПО Технологического института (филиала) ДГТУ в г. Азове, Россия
2ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость оценки экологического менеджмента в системе природопользования на железнодорожном транспорте существует по объективным причинам. Так как планирование – одна из функций управления, совершенствование данной функции позитивно сказывается на эффективности работы предприятия. Целью данной статьи является обоснование необходимости нового подхода к планированию эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности в экологическом менеджменте на железнодорожном транспорте. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
  1. рассмотреть нормативные документы, которые определяют стратегические ориентиры развития железнодорожного транспорта Российской Федерации в части повышения эколого-экономической эффективности деятельности;

  2. проанализировать соответствие имеющейся системы управления природопользованием на железнодорожном транспорте требованиям международного стандарта экологического менеджмента ISO 14001;

  3. проанализировать экологическую статистику одного из предприятий ОАО «РЖД» – Северо-Кавказской железной дороги, выявить экологические проблемы, связанные с несовершенством планирования;

  4. обосновать необходимость нового подхода к планированию эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, исходя из полученной в результате анализа информации.

Железнодорожный транспорт Российской Федерации имеет стратегическое значение для экономики страны, ежегодно перевозит огромное количество товаров и пассажиров, обеспечивая, тем самым, процесс экономического развития страны [1]. Государство осознает необходимость совершенствования транспортной системы путем повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, его экологичности и привлекательности для клиентов [2]. Для этого на законодательном уровне были приняты такие документы как Экологическая стратегия железнодорожного транспорта на период до 2030 года, Стратегия развития железнодорожной отрасли. Экологическая стратегия является основным документом природоохранной деятельности железнодорожного транспорта до 2030 года. Она устанавливает природоохранную цель деятельности компании, формулирует задачи по выполнению этой цели. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» является первым документом, в котором четко прописано, что целью деятельности компании ОАО «РЖД» является сохранение и устойчивое развитие окружающей среды.

Стратегия развития железнодорожной отрасли была введена в действие Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Она является основным плановым документом всей железнодорожной отрасли, который предусматривает набор мероприятий по модернизации железнодорожного транспорта в России.

Существующий международный стандарт ISO 14001 требует внедрения на предприятиях системы экологического менеджмента, согласно которому, предприятие должно выполнять определенные требования касательно охраны окружающей среды. В таблице 1 представлен набор требований международного стандарта экологического менеджмента ISO 14001 и данные о выполнении или невыполнении этих требований предприятиями железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Исходя из данных таблицы 1, можно утверждать, что данные требования предприятиями железнодорожного транспорта Российской Федерации не выполнены или выполнены частично. Это подтверждается данными статистики природопользования.

Таблица 1

Анализ выполнения требований стандарта экологического менеджмента ISO 14001 предприятиями железнодорожного транспорта

П/n

Требование стандарта ISO 14001

Соответствие системы природопользования требованию стандарта 14001

1.

Соответствие системы экологического менеджмента управление методологии «Планируй – Действуй – Анализируй – Улучшай»

Не соответствует

2.

Наличие экологических целей и задач деятельности предприятия для каждого подразделения и уровня

Соответствует

3.

Выполнение идентификации экологических аспектов деятельности предприятия

Соответствует

4.

Наличие проработанных процедур реагирования на неблагоприятные и аварийные ситуации на предприятии

Не соответствует

5.

Проведение постоянного мониторинга и измерения экологических показателей деятельности предприятия

Соответствует

6.

Проведение внутреннего аудита системы экологического менеджмента

Частично соответствует

7.

Проведение постоянной работы с персоналом по части повышения его экологической компетентности

Не соответствует

В таблице 2 представлена информация о платежах за допустимые и сверхнормативные выбросы на Северо-Кавказской железной дороге – одном из филиалов ОАО «РЖД» за период 2012 – 2015 годы [3].

Таким образом, статистические данные о природоохранных платежах на СКЖД-филиале ОАО «РЖД» за 2012 – 2015 года свидетельствуют о наличии нарушений в системе природопользования, что приводит не просто к экологическим загрязнениям, но еще и экономической неэффективности: возникают дополнительные затраты, которые предприятие вынуждено платить из собственной прибыли.

Таблица 2

Природоохранные платежи на Северо-Кавказской железной дороге за 2012 – 2015 г.г.

Вид воздействия

Плата за сверхнормативные выбросы (тыс. руб.)

2012

2013

2014

2015

Всего

Выбросы в атмосферный воздух

911,439

518,616

183,121

341,919

1955,095

Выбросы в водные объекты

774,868

335,389

178,017

102,491

1390,765

Размещение отходов

3 384,367

6 530,456

1 539,994

1 670,444

9 740,89

Всего

8 216,763

4 238,372

1 901,132

2 114,881

16471,148

Вид воздействия

Плата за допустимые выбросы (тыс. руб.)

2012

2013

2014

2015

Всего

Выбросы в атмосферный воздух

3 023,528

2 281,679

2 434,456

1 001,182

8 740,85

Выбросы в водные объекты

1 033,477

70,186

53,448

 

Продолжение таблицы 2

35,299

 

1 192,41

Размещение отходов

17 539,193

17 529,225

19 049,431

16 381,333

70 499,18

Всего

21 596,198

19 881,090

21 537,335

17 417,900

80 432,52

Решение данной проблемы предполагает изменение управления системой природопользования, что требует формирования нового подхода к планированию финансово-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

Предлагаемый автором новый подход к планированию эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте предполагает, что включаться в план развития должны только такие мероприятия, которые не только прибыльны, но еще и безопасны для окружающей среды [4]. Это требует проведения серьезной подготовительной работы, касающейся согласования стратегических, тактических и оперативных планов, расчетов эколого-экономической эффективности планируемых мероприятий, оценки рисков в планах разного уровня, внедрения программного продукта управления процессом планирования, создания методики планирования, регламентирующей действия отдельных подразделений предприятия ОАО «РЖД».

Таким образом, в статье были рассмотрены документы, регламентирующих действия железнодорожного транспорта в перспективе ближайших лет, проведен анализ статистики загрязнений на одном из предприятий ОАО «РЖД» - Северо-Кавказской железной дороге, а также приведены данные о допустимых и сверхнормативных выбросах окружающей среде, причиненных предприятием. На основании приведенной информации, а также анализа соответствия существующей системы управления природопользованием на железнодорожном транспорте требованиям стандарта ISO 14001 в области экологического менеджмента, был сделан вывод о необходимости совершенствования планирования на железнодорожном транспорте.

Список литературы:

  1. Кузина Е.Л. Обеспечение эколого-экономической безопасности под влиянием железнодорожного транспорта // Инженерный вестник Дона: электронный журнал. – 2011. – № 4. – С. 184-189. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/559.

  2. Макеев В.А., Кузина М.А. Организационно-методические аспекты формирования эколого-экономической системы на железнодорожном транспорте // Научная мыль Кавказа. – 2012. – № 1 (69). – С. 12.

  3. Nikita A. Drozdov, Julia A. Tagiltseva, Elena L. Kuzina. The Railway

Enterprises Activity Environmental and Economic Results Planning // 2017 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering. – 2017. – Pages: 1321 – 1325. – Режим доступа:

http://ieeexplore.ieee.org/document/7910811/.

  1. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Кравченко Д.В., Слепцова О.С. Стратегия роста эколого-экономической эффективности на железнодорожном транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал. – 2016. – № 2 (69). – С. 20-24.

Просмотров работы: 30