МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Вахрушев А.И. 1, Часов К.В. 1
1АМТИ (филиал) ФГБОУ ВО "КубГТУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Полноценное использование математики в исследованиях экспериментальной психологии началось с трудов немецкого физиолога Г. Гельмгольца (1867, 1873 г.г.), дальнейшее продолжение оно получило в трудах немецкого психофизика Фехнера, применявшего общий экспериментально-математический подход. Но математика ещё долгое время так и не применялась в полной мере, что отмечал психолог Эдвард Торндайк.

На современном этапе развития экспериментальной психологии уже невозможно представить себе психолога не владеющего методами математической статистики. Да, тесты такой специалист может быть будет составлять прекрасные, но обработать большие массивы информации у него не получится.

Все люди настолько разные, что из огромной массы жителей нашей планеты можно выделить большие группы, обладающие наиболее общими чертами, различающимися от одной группы к другой. Но даже в пределах одной группы различия довольно существенны – ведь кто-то из них успешен, процветает, кто-то едва сводит концы с концами. Даже в отдельных, похожих в чём-то семьях, могут быть совершенно различные ситуации – в одних мир и покой, в других – непреодолимые противоречия.

Психологи со всего света продумывают свои тесты, предлагают методики с целью выяснить как устроен внутренний мир человека, почему он ведёт себя казалось бы в одной и той же ситуации по-разному. Проделав подготовительную работу, психологи приступают к проведению эксперимента.

Нами были поставлены цели, предмет, задачи и методы исследования, заключающиеся в выявлении использования математических методов в психологии, их роли и взаимосвязи между собой. Получить количественную и качественную оценки психических явлений. Из методов отметим: анализ и синтез; тестирование; наблюдение. Высказана гипотеза о необходимости применения математики в психологических исследованиях.

Из всего перечисленного проистекает актуальность рассматриваемой темы.

Нами проведена большая работа по изучению истории психодиагностики и применении математических методов, в большинстве своём статистических. Наибольшим сосредоточием экспериментальной психологии, её важнейшего раздела психодиагностики, являются всё-таки психиатрические клиники, в которых возможно производить все необходимые эксперименты, наблюдать, анализировать результаты. Нетрудно догадаться, что в этом случае психодиагностика недалеко ушла от качественной точки зрения на психологические проблемы. Со второй половины XIX века начинают появляться количественные методы психодиагностики с применением исследователями специальных технических устройств (в качестве примера – немецкий психолог В.Вундт). В частности, применение методов математической статистики, введение количественных шкал приводит к такому понятию, как ранжирование данных, регистрация, шкалирование. Для того, чтобы выявить взаимосвязь между явлениями применяется корреляционный анализ. В дальнейшем появляются возможности применения факторного анализа для количественной психодиагностики (применение факторного анализа английским психологом Гальтоном для измерения интеллекта). В психометрическом эксперименте под руководством Гальтона участвовало около 10 000 человек. Кроме факторного анализа был применён и метод корреляций (1877 г.), в этом Гальтону помогали математики Пирсон, Фишер и Спирмен. Факторный анализ Спирмена психологи Г. Айзенк и Р. Кеттел применили для психодиагностики черт личности.

Психологи всё больше начинают обращать внимание на математику и её методы, так французский ученый А. Бине в начале 20-го века совместно с Т. Симоном составили тест на интеллект, который можно было полностью обработать статистически.

Позже для психодиагностики различных процессов и свойств человека появляются новые психологические интеллектуальные и личностные тесты. В качестве примера приведём социометрический тест американского психолога Я. Морено, учеников и последователей К. Левина.

Для того, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования, естественно необходимы вполне определённые знания, умения и навыки к счёту, применения методов статистики, построению графика.

В нашем исследовании мы убедились в необходимости применения не только методов математической статистики, непосредственных расчётов, но и в применении познаний в геометрии, что проявляется в восприятии геометрических фигур, отражая особенности характера и стиля поведения человека. сложилась в США. Автором психогеометрии как системы является Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. У этой системы много преимуществ перед стандартными текстовыми текстами, тем более, что точность диагностики довольно-таки высока – достигает 85%.

Приведённое выше убедительно доказывает, что психология, психодиагностика не сможет обойтись без хорошо проработанного математического аппарата, которым должен владеть всякий уважающий себя психолог. А умение представить свои достижения в графике будет означать его успешность на выбранном поприще.

Список используемой литературы

  1. Клюева В.П., Часов К.В. Интерактивный документ с использованием MathCAD при изучении математики // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 51-53; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30076 (дата обращения: 2.03.2018).

  2. Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

  3. Основы психологии. Столяренко Л.Д. ”Феникс”, Ростов-на-Дону,2000.

  4. Практическая психология методики и тесты. Райгородский Д.Я. Издательский дом “БАХРАХ-М”,2000.

  5. Тимченко Ю.Н., Паврозин А.В. Особенности применения микроконтроллеров в качестве функциональных генераторов. Сборник студенческих научных работ, отмеченных наградами на конкурсах. – Краснодар: Изд. КубГТУ. – Вып. 13 в 3-х частях, часть 2, 2013.

  6. Филимонов В.В., Паврозин А.В. Возможности языка С# в создании тестов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15948 (дата обращения: 05.03.2018).

 

 

Просмотров работы: 157