На современном этапе развития экспериментальной психологии уже невозможно представить себе психолога не владеющего методами математической статистики. Да, тесты такой специалист может быть будет составлять прекрасные, но обработать большие массивы информации у него не получится.
Все люди настолько разные, что из огромной массы жителей нашей планеты можно выделить большие группы, обладающие наиболее общими чертами, различающимися от одной группы к другой. Но даже в пределах одной группы различия довольно существенны – ведь кто-то из них успешен, процветает, кто-то едва сводит концы с концами. Даже в отдельных, похожих в чём-то семьях, могут быть совершенно различные ситуации – в одних мир и покой, в других – непреодолимые противоречия.
Психологи со всего света продумывают свои тесты, предлагают методики с целью выяснить как устроен внутренний мир человека, почему он ведёт себя казалось бы в одной и той же ситуации по-разному. Проделав подготовительную работу, психологи приступают к проведению эксперимента.
Нами были поставлены цели, предмет, задачи и методы исследования, заключающиеся в выявлении использования математических методов в психологии, их роли и взаимосвязи между собой. Получить количественную и качественную оценки психических явлений. Из методов отметим: анализ и синтез; тестирование; наблюдение. Высказана гипотеза о необходимости применения математики в психологических исследованиях.
Из всего перечисленного проистекает актуальность рассматриваемой темы.
Нами проведена большая работа по изучению истории психодиагностики и применении математических методов, в большинстве своём статистических. Наибольшим сосредоточием экспериментальной психологии, её важнейшего раздела психодиагностики, являются всё-таки психиатрические клиники, в которых возможно производить все необходимые эксперименты, наблюдать, анализировать результаты. Нетрудно догадаться, что в этом случае психодиагностика недалеко ушла от качественной точки зрения на психологические проблемы. Со второй половины XIX века начинают появляться количественные методы психодиагностики с применением исследователями специальных технических устройств (в качестве примера – немецкий психолог В.Вундт). В частности, применение методов математической статистики, введение количественных шкал приводит к такому понятию, как ранжирование данных, регистрация, шкалирование. Для того, чтобы выявить взаимосвязь между явлениями применяется корреляционный анализ. В дальнейшем появляются возможности применения факторного анализа для количественной психодиагностики (применение факторного анализа английским психологом Гальтоном для измерения интеллекта). В психометрическом эксперименте под руководством Гальтона участвовало около 10 000 человек. Кроме факторного анализа был применён и метод корреляций (1877 г.), в этом Гальтону помогали математики Пирсон, Фишер и Спирмен. Факторный анализ Спирмена психологи Г. Айзенк и Р. Кеттел применили для психодиагностики черт личности.
Психологи всё больше начинают обращать внимание на математику и её методы, так французский ученый А. Бине в начале 20-го века совместно с Т. Симоном составили тест на интеллект, который можно было полностью обработать статистически.
Позже для психодиагностики различных процессов и свойств человека появляются новые психологические интеллектуальные и личностные тесты. В качестве примера приведём социометрический тест американского психолога Я. Морено, учеников и последователей К. Левина.
Для того, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования, естественно необходимы вполне определённые знания, умения и навыки к счёту, применения методов статистики, построению графика.
В нашем исследовании мы убедились в необходимости применения не только методов математической статистики, непосредственных расчётов, но и в применении познаний в геометрии, что проявляется в восприятии геометрических фигур, отражая особенности характера и стиля поведения человека. сложилась в США. Автором психогеометрии как системы является Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. У этой системы много преимуществ перед стандартными текстовыми текстами, тем более, что точность диагностики довольно-таки высока – достигает 85%.
Приведённое выше убедительно доказывает, что психология, психодиагностика не сможет обойтись без хорошо проработанного математического аппарата, которым должен владеть всякий уважающий себя психолог. А умение представить свои достижения в графике будет означать его успешность на выбранном поприще.
Список используемой литературы
Клюева В.П., Часов К.В. Интерактивный документ с использованием MathCAD при изучении математики // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 51-53; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30076 (дата обращения: 2.03.2018).
Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
Основы психологии. Столяренко Л.Д. ”Феникс”, Ростов-на-Дону,2000.
Практическая психология методики и тесты. Райгородский Д.Я. Издательский дом “БАХРАХ-М”,2000.
Тимченко Ю.Н., Паврозин А.В. Особенности применения микроконтроллеров в качестве функциональных генераторов. Сборник студенческих научных работ, отмеченных наградами на конкурсах. – Краснодар: Изд. КубГТУ. – Вып. 13 в 3-х частях, часть 2, 2013.
Филимонов В.В., Паврозин А.В. Возможности языка С# в создании тестов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15948 (дата обращения: 05.03.2018).