Дистанционное образование в России
Профессиональное образование среднего уровня. В настоящее время существует слишком ограниченный список специальностей, которыми можно овладеть дистанционно. К таковым относятся факультеты менеджмента, экономики и бухгалтерского учета, гостиничного бизнеса, информационных и компьютерных систем и другие. Дистанционное обучение подразумевает присутствие студента на сдаче государственных экзаменов и защиты дипломной работы. Для всех остальных специальностей предусмотрена заочная форма обучения.
Высшее образование. Высшие учебные заведения предлагают более широкий список факультетов, на которых предусмотрено дистанционное обучение – это связано с полной материально-технической базой институтов и университетов, возможностью проводить онлайн-семинары, лекции и лабораторные (практические) работы. Сдача государственных экзаменов и защита диплома происходит при непосредственном присутствии студента в учебном заведении. Вы можете прочитать про то, как получить высшее образование дистанционно
Кроме этого, довольно популярными стали дистанционные курсы разных направлений: повышения квалификации действующих специалистов, укрепления знаний (с услугами дистанционных репетиторов) и другие.
Как проходит обучениеНесмотря на то, какой вид дистанционной учебы был выбран, будущий студент/ученик должен быть обеспечен:
Наличием устойчивого высокоскоростного интернет-соединения;
Умением работать с графическими и текстовыми редакторами;
Программами для общения ICQ или Skype;
Электронной почтой;
Web-камерой.
Чтобы стать учеником/студентом и получать образование дистанционным методом, необходимо пройти процедуру поступления в вуз или колледж/техникум. Если принято решение о посещении бесплатных курсов, то для этого необходимо зайти на сайт дистанционного обучения, изучить информацию и подать заявление-анкету установленного на портале образца.
Плюсы и минусы дистанционного обученияДистанционное образование в России получило широкое распространение относительно недавно, но уже позволило выделить очевидные плюсы процесса:
Учащийся самостоятельно устанавливает сроки полного обучения, применяется индивидуальный подход в зависимости от обстоятельств и возможностей ученика;
Удаленное образование позволяет самостоятельно выбирать время встречи с преподавателем в режиме онлайн;
Доступны абсолютно любые виды дистанционного обучения, есть возможность закончить понравившийся вуз независимо от его географического расположения;
Возможность получения высшего образования по выбранной профессии независимо от состояния здоровья и социального положения в обществе.
К преимуществам можно отнести возможность использования и изучения новейших интернет-технологий, и шанс реализовать свой творческий потенциал при проведении научно-исследовательской работы.
Несмотря на все плюсы, минусы в таком способе получения образования также имеются:
Необходимость жесткого подхода к организации рабочего места и самодисциплины;
Неполноценная эмоциональная составляющая из-за отсутствие прямого контакта с однокурсниками и преподавателями;
Ощущается явный недостаток практических занятий;
Практически отсутствует возможность излагать свои мысли в устной форме;
Не всегда достаточно полно и грамотно составлены лекционные материалы.
Специалисты считают, что дистанционное обучение является вполне полезным и результативным мероприятием. Однако, рекомендуется первое высшее (или среднее специальное) образование получать в удаленном режиме только при наличии объективной причины, по которой невозможна очная форма обучения. А вот второе (дополнительное) образование можно получить и в дистанционном режиме – опыт очного обучения имеется, трудовая деятельность не прерывается.
Библиографический список
. Алексей Дьяченко, Евгений Цыганцов, Виктор Мяэотс Статья «Среда дистанционного обучения Moodle»,
2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.
Руденко, А.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕРуденко А.ЮВ сборнике: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ АПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию образования Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. С. 227-230.