– федеральные стандарты;
– отраслевые стандарты;
– рекомендации в области бухгалтерского учета;
– стандарты экономического субъекта.
Отдельными нормами ст. 21 ФЗ от 06.12.2011 № 402предусмотрены отличительные признаки каждой группы стандартов, касающихся законодательного регулирования бухучета, которые приведены в таблице 1. [1]
Система законодательного регулирования бухучета МПЗ в России построена на основе действующей законодательной базы регулирования бухучета и отчетности. Комплекс правил и норм в учете МПЗ, являющихся обязательными к применению предприятиями, рассматривает бухгалтерский учет данных активов с позиции подсистемы, действующей в каждом объекте предприятия и несущей определённые обозначенные функции.
Таблица 1 – Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
Вид документа системы |
Кем утверждается |
Область воздействия |
Продолжение таблицы 1
Федеральные стандарты |
Уполномоченным органом (Минфином России) |
Предусматривают требования к бухучету некоторых видов хозяйственной деятельности |
Отраслевые стандарты |
Органами отраслевого управления либо Министерством финансов РФ |
Предусматривают особенности применения стандартов федерального уровня в некоторых видах хозяйственной деятельности |
Рекомендации в области бухучета |
Органами отраслевого и ведомственного управления либо Министерством финансов РФ |
Используются для:- правильного применения стандартов;- сокращения расходов на организацию бухучета;- популяризации передового опыта организации и ведения бухучета, результатов исследований и разработок в сфере бухучета |
Стандарты экономического субъекта |
Руководителем организации |
Необходимы в целях упорядочения организации и ведения бухучета на уровне предприятия |
Первый уровень включает законодательные акты такие, как:
Гражданский кодекс РФ, который регулирует отношения между покупателями и поставщиками и предпринимательские отношения между субъектами экономики, в том числе и по приобретению и реализации материально-производственных запасов;
Налоговый кодекс РФ, который регулирует порядок расчетов по НДС за приобретенные материально-производственные запасы.
Закон о бухгалтерском учете, который является основным нормативным документом, который регулирует организацию бухучета и ведения финансовой отчетности всеми субъектами экономики, включая и учет МПЗ.
Второй уровень правового регулирования включает Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008г. № 106н – определяет правила формирования, а также правила раскрытия учетной политики.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»ПБУ 4/99 от 6 июля 1999 г. N 43н - определяет состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности предприятий. [3]
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 09.06.2001г. № 44н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о МПЗ предприятия. [2]
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 от 06.05.99 №32н - определяет правила формирования в бухучете информации о доходах частных компаний.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.99 №33н определяет правила формирования в бухучете информации о расходах частных компаний.
Отраслевые стандарты по учету МПЗ – не разработаны.
На методологическом уровне следует руководствоваться следующими актами:
Приказ от 31 октября 2000г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» определяет общие подходы к использованию Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней дана небольшая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов.
Методические указания по учету МПЗ от 28.12.2001г. N 119н. Здесь определен порядок учета некоторых видов МПЗ, в частности, рассмотрены вопросы документального оформления операций с данными ценностями, рассмотрен порядок синтетического и аналитического учета данных операций. Значительное внимание отведено методике проведения инвентаризации и проверок, порядку списания недостач и потерь ценностей. Предложены всевозможные варианты аналитического учета МПЗ.
Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995г. «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» определяет порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
На следующем уровне правового регулирования учета МПЗ объединяются локальные акты, которые регламентируют ведение бухучета МПЗ и механизма их отражения в финансовой отчетности непосредственно в определенной организации. К таким документам относится
- положение об учетной политике
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- утвержденный руководителем рабочий план счетов;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности;
- график проведения инвентаризаций имущества и обязательств;
- график документооборота.[4]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 N 2806)
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. В 2 т. Т. 1 : учебник для академического бакалавриата / В. П. Астахов. — 12-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 536 с. — Серия : Бака- лавр. Академический курс.