Сегодня в Республике Дагестан, по данным Министерства образования и науки РД, функционируют 39 вузов, 24 из них - государственные, 15 - частные. Столица, Махачкала, конечно, превалирует по количеству высших учебных заведений, их там - 19; в Буйнакске - 2, Дербенте - 10, Избербаше - 1, Каспийске - 2, Кизилюрте - 1, Кизляре - 2, Хасавюрте - 2. При этом в последнее десятилетие перед развалом Советского Союза в республике имелось пять вузов - Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный медицинский институт, Дагестанский государственный политехнический институт и Дагестанский государственный сельскохозяйственный институт. Таким образом, за последние почти двадцать лет республика обогатилась ещё полутора десятками вузов. То есть большая часть дагестанской молодёжи в настоящее время оказалась охвачена высшим образованием. Логично предположить, что в них нет того уровня преподавания, который был в советский период. И учатся там все, кто пожелает, были бы у родителей деньги. Однако, иногда учёба в них носит чисто символический характер – выпускники имеют настолько низкий уровень образования, узкий кругозор и бедную речь, что сравнить вузы, их подготовившие, трудно даже с советскими ПТУ, которые хотя бы были честны и не ставили перед собой задачу наряду со знаниями по рабочей специальности дать ещё и классическое образование.
Однако считаем, что в некоторых современных реалиях Дагестана, как ни странно, такое обилие вузов даже полезно. Но об этом позже.
Обратимся немного к истории появления системы высшего образования в Дагестане. В автореферате С. В. Бычихина «Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-е - 70-е гг. XX века» фиксирует, что за годы гражданской войны новая власть открыла больше высших учебных заведений, чем Россия за сто лет до этого, почти в два раза, в 1919–1920 годах появились 204 вуза с 221,3 тыс. студентов. Принимались все, кому исполнилось 16 лет, без предъявления документа об образовании.
В Дагестане до революции высших учебных заведений не было. Несмотря на это, с 1850 по 1917 год в вузах России и Европы смогли получить высшее образование 17 его жителей [1].
Представители новой власти делали всё, чтобы увеличить количество образованных людей, так как их катастрофически не хватало. Открывались рабфаки, молодёжь отправляли учиться в другие города. Но была проблема - многие после окончания вузов не возвращались в родную республику. Таким образом, в 1931 году Совнарком РСФСР принял решение об открытии в Дагестане педагогического вуза. Институту были выделены специальные здания под учебный корпус и студенческие общежития, были созданы лаборатории, кабинеты, укомплектована библиотека. Первых 43 учителя для дагестанских средних школ институт выпустил в 1934 году.
Между тем, в 1935 году из 42 дагестанцев, окончивших высшие учебные заведения в Москве, на работу в республику вернулись только 15 человек.
26 октября 1931 года, по просьбе дагестанских властей, бюро Северо-Кавказского Краевого комитета ВКП(б) приняло решение об организации сельскохозяйственного и медицинского институтов в Дагестане.
В ноябре 1932 года на базе двух отделений – плодоягодного и виноградарства Горского сельскохозяйственного института и закрытого Моздокского института хлопководства в Махачкале начал свою деятельность Плодовиноградный институт с 200 студентами.
Тогда же был открыт и Дагестанский медицинский институт с целью подготовки врачей для народов Северного Кавказа и Дагестана. В 1943 году для горянок в Махачкале открывается Женский учительский институт, который готовил учителей 5-7 классов.
А 31 октября 1957 года Совет Министров СССР принял постановление об организации университета в Дагестане. Первым его ректором стал профессор А. А. Абилов. Очень скоро ДГУ стал одним из лучших в стране.
Насколько был высок уровень преподавания в нём, можно судить по рассказам окончивших его до развала Союза. Многие из них затем работали в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.
В 60-70 гг. прошлого века в республике возникла острая необходимость в подготовке инженерных кадров. В результате 24 января 1970 г. инженерно-технический факультет ДГУ превратился в крупное научно-учебное заведение – Дагестанский государственный политехнический институт.
Сильные преподаватели, мощная научная база, отсутствие коррупции в образовании – всё это позволяло Дагестану не быть проблемной республикой с негативным имиджем.
За последние полтора десятка лет в республике многое изменилось. В принципе, эти изменения носили системный характер и были свойственны для всей Российской Федерации. Появлялись и исчезали высшие учебные заведения. Ухудшилось преподавание на всех ступенях получения образования. Исчезли профтехучилища. И лишь только в последние год-два появился стабильный интерес к ссузам, получению рабочих профессий.
В этом плане с особой болью звучат слова ректора ДГУ М. Х. Рабаданова: «Не очень хорошо мы выглядим. На самом деле мы выглядим плохо! … У нас множество филиалов с лжедоступностью высшего образования. При этом количество федеральных вузов на душу населения в два раза меньше, чем в среднем по России, и имеем один из самых худших показателей в стране» [2].
Положительное в большом количестве учебных заведений, хотя нередко и сомнительного качества, на мой взгляд, то, что молодёжь всё-таки занята, вовлечена в процесс обучения и воспитания.
Хотя в последнее время появляется надежда на улучшение ситуации. Всего пару лет назад был очень популярен ЕГЭ-туризм, когда городские школьники посреди 11-го класса отправлялись в горные районы к родственникам и переводились в местные школы, а там им помогали благополучно получить высокие баллы. Дагестанские стобалльники свободно проходили на бюджетные места в самые престижные вузы страны и благополучно вылетали из них после первой сессии. Запрещено теперь и сдавать экзамены экстернатом, который раньше можно было просто купить.
Если всего несколько лет назад почти весь класс переходил в 10-й с целью дальнейшего поступления в вуз, то сейчас многие предпочитают уйти после 9-го, чтобы продолжить учиться в техникуме или колледже, хотя и сами не верят, что со средним специальным образованием смогут найти работу в родной республике.
Хочется верить, что образование, как в Дагестане, так и в России в целом, вернёт себе утраченный авторитет и молодёжь перестанет стремиться ехать за тысячи километров от родного дома, чтобы получить достойные знания.
Литература
1. Бычихина С.В. Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-е - 70-е гг. XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2004 203 c.
2. Шесть проблем дагестанского образования // «Черновик», №4, 30.01.2015 г.