Одной из основных задач воспитания молодежи, здорового поколения является предупреждение беззаконности несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений – комплекс общественных, юридических, организационных, справочных и иных благоприятствующих мер по раскрытию преступлений, проявляющее воспитательное влияния на лиц в целях недопущения совершения криминала или антиобщественного действия.
Данная проблема отображена в работах ученых таких, как: B.К.Андриевский, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р., Крупка, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтере, Т. Шибутани и многих других.
Основным субъектом гарантия предупреждения правонарушений служит государство. Но существуют также множество прочих фигур, которые представляют целостную, взаимосвязанную систему профилактики, включающую комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, школьные советы профилактики и прочее.
Государственная политика предупреждения преступности разнородна. Но именно она служит ценным элементом в области легитимности и порядка. Ввиду того, что противозаконность входит целиком все сферы жизни и влияет на них значительно.
По мнению автора журнала «Молодой ученый» Арутюняна М.Д: «криминальная ситуация в России показывает, что уровни опасности и объема преступности несовершеннолетних, тенденции ее развития стали представлять реальную угрозу национальной безопасности страны» [1].
Существует уровни политики предупреждения преступности такие как: федеральный, региональный и местный уровень. Всякому из них характерны близкие черты просвещения и развития курса. В фундаменте этой специфики находится конституционная связь. Большая часть публичных отношений, формирующие главные сферы жизненного процесса несовершеннолетних, состоят в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В Краснодарском крае успешно реализуется закон от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». В основе закона лежит разработка юридического материала для охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, отрицательно воздействующих на физическое, умственное и духовное развитие в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и т.д.
Когда принимался этот закон, опрос общественного мнения среди подростков края показал, что 70% детей были «за» принятие закона, 19 % не смогли ответить ни «да» ни «нет». И только 11% высказались «против». Причем последняя категория подростков, как правило, привлекались органами внутренних дел за проступки [2].
Законодательная и нормотворческая работа по профилактике правонарушений постоянно пополняется новыми проектами. Например, Закон Краснодарского края от 22 октября 2013 года №2824-КЗ «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае» указывает; совместные курсы профилактики криминала, назначает задачи и их принципы, а также регулирует отношения, зарождающие в процессе проведения профилактических упражнений, чтобы послужить гарантией справедливости, безопасности и порядка на границе [3].
Субъекты власти, т.е. территориальные органы государственной власти, осуществляют реализацию законодательных инициатив в пределах своих полномочий. К ним относят правоохранительные и государственные органы и их учреждения, МСУ в Краснодарском крае и их учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, СМИ и граждане.
Администрация края уделяет большое внимание проблеме достойного воспитания подрастающего поколения детей, созданию качественно новой, стабильной основы будущего общества. Только на реализацию краевой программы «Дети Кубани» на 2014-2018 годы общий объем финансирования составляет более миллиарда рублей. Активно осуществляется ряд других комплексных программ, направленных на развитие физкультуры и спорта, патриотического воспитания, социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи.
Вместе тем, оценивая состояние криминальной обстановки на территории региона, следует отметить, что усилия органов местного самоуправления, правоохранительных структур и других личностей по профилактике правонарушений среди подростков недостаточно эффективны. За первое полугодие 2017 года на территории города Краснодара отмечается снижение подростковой преступности на 70%, но удельный вес злоупотреблений совершенных несовершеннолетними в общем числе расследованных составил 1,23 % [4].
На 01.01.2017 г. в Краснодарском крае на наркологическом учете было зарегистрировано 399 несовершеннолетних, что на 23,1 % ниже уровня 2017 года. На профилактическом учете зафиксировано 257 несовершеннолетних в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями, 81человек – потребители наркотических веществ и 57 молодых людей – потребители токсических веществ [5].
Существенный процент несовершеннолетних взятых под присмотром наркологов были обнаружены в итоге произведенного медицинского обследования служащими подразделений полиции по делам несовершеннолетних. В наркологические кабинеты отправлены 70% несовершеннолетних, более 23% направлены медицинскими организациями, из них 4,5%, взятых под присмотром, самостоятельно обратились в наркологические кабинеты.
Таким образом, считаем, что работу по профилактике правонарушений следует продолжить. С учетом статистических данных считаем, крайней необходимостью постоянно вести мониторинг изменения ситуации и в связи с этим корректировать направления этой работы. Поэтому остаются актуальными и значимыми целями общегосударственной программы - реализация семейной политики, формирование условий для образования, воспитания, социализации и здорового образа жизни каждого ребенка, создание комфортной и доброжелательной среды для жизни детей в Краснодарском крае.
Литература
Арутюнян М. Д. Актуальные проблемы педагогической профилактики преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. - 2017. №3. - С. 431-433. - URL https://moluch.ru/archive/137/38478/ (дата обращения: 08.01.2018 г.).
Молчанова Е.В. К вопросу ювенальности: профилактика детской преступности в России / В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. Материалы II Межвузовской научно-практической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014.- С. 122-124.
Молчанова Е.В. Реализация молодежной политики: региональные особенности / В сборнике: Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. 2016.- С. 14-16.
Администрация Краснодарского Края [Электронный ресурс] // admkrai.krasnodar.ru. (дата обращения: 23.01.2018г.).