РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кисняшкина О.И. 1
1Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уровень жизни населения является базовым показателям успешности и стабильности социально-экономического развития страны.

Проблема уровня жизни в настоящее время находятся в центре внимания всего общества. Все более актуальным становится вопрос государственного регулирования уровня жизни населения. Это связано с тем, что, с одной стороны, государство выступает защитником прав, интересов народа, с другой стороны, способствует развитию экономики всего государства, через создание условий для развития бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, поддержку отечественных товаропроизводителей, в целях повышения уровня и качества жизни.

На сегодняшний день не существует единого определения для понятия «уровень жизни населения». Это обусловлено тем, что данная категория является сложной и многогранной, и при решении различных задач используют различные ее толкования. Так, А.Н. Романов дает следующее определение – уровень жизни представляет собой комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории [3]. В качестве системы показателей он предлагает использовать: объем реальных доходов на душу населения;

структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг; уровень и динамика цен на основные товары народного потребления; ставки квартирной платы, жилищных услуг; объем выплат и льгот из общественных фондов потребления; уровень образования, медобслуживания и др.[3].

И. О. Потапова определяет под уровнем жизни степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени [5].

В общем виде можно, сказать, что понятие «уровень жизни населения» призвано отражать экономическое положение населения государства.

Цель создания любого государства – это удовлетворение потребностей людей. К числу таких потребностей относится и экономическое благосостояние населения. Следовательно, государство должно стремиться создать все необходимые для его обеспечения условия.

Государственное регулирование уровня жизни населения Российской Федерации осуществляется специальными методами. Схематически они изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методы регулирования уровня жизни населения

Первый метод предполагает создание необходимой нормативно-правовой базы. В нормативно-правовую базу, регулирующую уровень жизни населения, входит широкий спектр нормативно-правовых актов РФ и нормы международного права.

В российском законодательстве, в первую очередь, вопросы уровня жизни населения регулируются Конституцией РФ. Так, в статье 7 Конституции РФ, говорится о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4]. Кроме того, в статье 44 также говорится о свободе творчества, преподавания, охране интеллектуальной собственности, о праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [4].

В нормативно-правовую базу входят федеральные законы РФ. К числу которых, можно отнести Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ«О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Закон дает определение таким понятиям, как потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; и прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Также закон определяет, что потребительская корзина в целом по России определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается федеральным законом. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Величина прожиточного минимума на душу населения определяется ежеквартально и устанавливается в целом по России Правительством Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Законом также установлено, что минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в РФ поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи [6].

Помимо федеральных законов РФ вопросы уровня жизни населения регулируются указами Президента РФ. К числу таких может быть отнесен Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13«Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ предполагает, что результатом реализации государственной политики регионального развития, в первую очередь, должно стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности и сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Также вопросы регулирования уровня жизни населения РФ затрагивает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

К международным законодательными актами, регулирующим вопросы уровня жизни населения, относят: Конвенцию Международной организации труда (МОТ) и Концепцию Организации Объединенных Наций.

Стоит особо подчеркнуть, что вся нормативно-правовая база периодически претерпевает изменения, приспосабливаясь к новой экономической политике государства, но, несмотря на это, некоторые нормативно-правовые акты требуют постоянного пересмотра и существенных доработок.

Вторая метод – программно-целевой. Сущность этого метода заключается в создании различных программ социально-экономического развития, которые принимаются на определенный период, как на федеральном уровне, так и уровне субъектов федерации. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется огромный перечень федеральных целевых программ, направленных на повышение уровня жизни населения.

Перечень основных государственных программ, регулирующих вопросы уровня жизни населения и их цели, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень основных государственных программ РФ, регулирующих уровень жизни населения [6]

Название государственной программы

Цели

«Социальная поддержка граждан»

повышение доступности социального обслуживания населения;

создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.

«Развитие образования на 2013–2020 годы»

развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;

обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования

«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы»

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и мировом рынках на основе инновационного развития АПК;

обеспечение финансовой устойчивости и поддержка товаропроизводителей АПК;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий

Развитие здравоохранения

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности

«Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы

повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы

реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации

Программно-целевой метод активно используется и на уровне субъектов Российской Федерации. Большинство из них так же касаются развития социальной сферы, таких отраслей как: безопасность, здравоохранение, образования, ЖКХ, занятость населения, культура, физическая культура и спорт. Но так же есть и программы способствующие развитию сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, малого и среднего предпринимательства, улучшения дорог и др.[2].

Так, на 1 января 2014 года на территории Республики Мордовия действовало 42республиканских целевых программы. Общий объем программных расходов в 2013 году в рамках реализации республиканских целевых программ планировался в сумме 6 947 702,3 тыс. рублей, исполнено в отчетном году 4 442837, 5 тыс. рублей (тогда как в 2012 году объем финансирования составлял 7814,92 млн. рублей). Процент исполнения составил 63,9 %. В 2013 году 11,3 % ассигнований республиканского бюджета республики было направлено в рамках реализации республиканских программ, при этом по отношению к 2012 году расходы бюджета на реализацию республиканских программ сократились почти в два раза[2].

Уменьшение объема финансирования возможно, связано с достаточно сложным финансовым положением региона и вследствие уменьшения денежных средств, поступивших из федерального бюджета. В 2013 году бюджетные средства, в первую очередь, направлялись на поддержку устойчивости предприятий агропромышленного комплекса республики, улучшение демографической ситуации и повышение качества предоставляемых услуг в сфере социальной защиты и здравоохранения, развитие системы образования, формирование рынка труда и улучшение условий и охраны труда, развитие физической культуры и спорта. Остальные расходы финансировались в соответствии с фактической динамикой поступления доходов. То есть можно отметить, что наиболее важные республиканские программы направленные на повышение уровня жизни населения принимались к финансированию из бюджета Республики Мордовия, однако, оставался достаточно низким процент исполнения от 65% до 85%, а в 2013 году всего 63,9%.

В целом можно отметить то, что все разработанные программы направлены на повышение уровня жизни населения России. Однако как показывает на практика, их реализация осуществляется не всегда эффективно.

Для количественного определения диспропорций в сфере уровня жизни населения РФ агентство «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» подготовило рейтинг российских регионов по качеству жизни. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социально-экономической сфере. При расчете рейтинга проводился анализ 72 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения; занятость населения и рынок труда; жилищные условия населения; безопасность проживания; демографическая ситуация; экологические и климатические условия; здоровье населения и уровень образования; обеспеченность объектами социальной инфраструктуры; уровень экономического развития; уровень развития малого бизнеса; освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры. Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. Рейтинговый балл группы определялся путем агрегирования рейтинговых баллов показателей, входящих в группу. Лидерами рейтинга вновь стали основные центры притяжения рабочей силы: Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Эта тройка возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов. Скорее всего, в ближайшие годы эта ситуация не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий уровень развития экономики, социальной сферы вкупе с высоким потенциалом дальнейшего развития позволяет этим регионам надолго закрепиться в топе рейтинга. Замыкают рейтинг Республика Тыва и Республика Ингушетия.

Значимым показателем уровня жизни населения является размер денежного дохода и расхода на душу населения. В Республике Мордовия в 2014 г. денежный доход в среднем на душу населения в месяц составлял 16133,6 р., увеличившись на 11,8 % по сравнению с 2013 г. Денежные расходы в среднем на душу населения в месяц в 2014 г. составляли 14367,4 рублей, увеличившись на 11,4% по сравнению с предыдущим годом. Необходимо отметить, что среднедушевые денежные доходы населения в Республике Мордовия остаются на достаточно низком уровне. Они в 1,72 раза ниже, чем в среднем по РФ при этом данная тенденция прослеживается на протяжении последних лет (таблица 2). По данному показателю регион в 2014 г. занимал последнее 14 место среди субъектов Приволжского федерального округа[1].

Т а б л и ц а 2 Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения в регионах Приволжского федерального округа, рублей в месяц [1]

Регионы

Среднедушевые денежные доходы населения

Потребительские расходы в среднем на душу населения

в месяц

Среднемесячная номинальная начисленная заработная

плата работников организаций

Средний размер назначенных пенсий

Удельный вес численности населения с денежными

доходами ниже величины прожиточного минимума в

общей численности населения субъекта, в %

2010 г.

2014 г.

2010 г.

2014 г.

2010 г.

2014 г.

2010 г.

2014г.

2010 г.

2014г.

Республика Башкортостан

17499

25971

13916

21356

16378

24988

7115

10266

12,1

10,8

Республика Марий Эл

10336

16375

7228

11852

12651

20473

6729

9645

24,0

19,7

Республика Мордовия

11294

16134

6568

10140

11883

20342

6821

9721

18,3

17,3

Республика Татарстан

18424

29830

13955

23011

17350

28294

7231

10415

7,7

7,0

Удмуртская Республика

12984

21198

8688

14697

14291

23421

7381

10611

13,7

11,3

Чувашская Республика

11066

16681

7725

12319

13004

20854

6800

9794

18,2

16,1

Пермский

край

19834

28316

13643

20707

17438

27102

7459

10745

13,2

12,0

Кировская область

13331

20329

8378

14477

13293

20978

7419

10575

14,2

12,7

Нижегородская область

16477

27930

11536

20540

16328

25497

7468

10675

12,3

8,5

Оренбургская область

13557

20724

9015

15429

15200

23469

6936

9882

13,9

11,9

Пензенская область

12920

19601

8893

14447

14424

22392

7001

9919

15,2

12,6

Самарская область

20223

26063

14479

21094

16479

25884

7445

10620

15,1

12,6

Саратовская область

12147

17941

8148

13308

14554

22012

6988

9841

16,4

14,9

Ульяновская область

13132

21541

8812

14308

13339

21272

7004

9952

16,4

12,1

Российская Федерация

18958

27766

13200

20920

20952

32495

7476

10786

12,6

11,2

Помимо анализа уровня жизни населения в отдельных регионах, проводятся исследования уровня жизни населения и во всех странах мира в целом. Согласно, данным агентства Legatum Prosperity Index, в 2017-2018 году, Россия в мировом спискерейтинга стран по уровню жизни занимает 61 место при общем количестве в 142 пункта, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что регулирование уровня жизни населения в Российской Федерации осуществляется в основном с помощью нормативно-правовых и регулирования и программно-целевых методов. Однако, на мой взгляд, эти методы работают не достаточно эффективно. Это подтверждают исследования вышеприведенных агентств. В качестве меры улучшения ситуации в сфере уровня жизни населения, необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации и пересмотреть величины государственных минимальных социальных стандартов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

  1. Баландина С.В. Доходы и уровень жизни населения в региональном измерении / С.В. Баландина, С.Г. Рябова //Финансы и управление. - 2017. - № 4. - С. 73-83

  2. Баландина С.В. К вопросу о механизмах регулирования уровня жизни населения в Республике Мордовия / С.В. Баландина // Системное управление. - 2015. - № 2 (27). - С. 2.

  3. Жеребин В.М. Уровень жизни населения / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.29-31

  4. Конституция Российской Федерации. – М. : ЭКСМО, К65 2011. – 32 С.

  5. Потапова, И.О. Уровень жизни населения: содержание, формы и факторы роста [Текст] / И.О. Потапова. - Минск: ООО «Мисанта», 2009

  6. Федеральные целевые программы Российской Федерации [Электронный ресурс]:Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.programs-gov.ru – загл. с экрана.

Просмотров работы: 1096