НЕДОСТАТКИ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «ТАВАКАН» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕДОСТАТКИ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «ТАВАКАН»

Биккулова Л.И. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие материальные ценности (основные средства, оборудование, сырье, материалы, товары), а также выполняющие различного вида работы (строительные, ремонтные) и оказывающие услуги (подача воды, тепла, газа, электроэнергию), необходимые для осуществления производственной деятельности организации.

Осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность организации и предприятия вступают в расчетные взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и лицами. Следовательно, важное значение приобретает изучение и поиск путей совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей, данная тема исследования является актуальной.[2]

Целью написания статьи является изучение проблемных вопросов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, и на основе проведенного анализа определения дальнейших направлений совершенствования организации учета расчетов с поставщиками.

Основными задачами учета расчетов являются:

1) формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

4) своевременное и правильное документирование первичных документов и операций по движению денежных средств и расчетов;

5) контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками;

6) контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщикам;

7) обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

8) ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.[4]

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

Рассмотрим основные корреспонденции счетов по поступлению материалов от поставщиков и подрядчиков при оплате после получения материалов, таблица 1.

Таблица 1 Проводки по поступлению материалов от поставщиков и подрядчиков при оплате после получения материалов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дт

Кт

Документ-основание

1

Оприходованы поступившие материалы

10

60.1

Договор, счет-фактура, ТТН, сертификаты

2

Отражена сумма НДС по приобретенным материалам

19

60.1

Счет-фактура, накладная

3

Погашена кредиторская задолженность за материалы

60.1

51

Платежное поручение, выписка банка

4

Принята к вычету сумма НДС по приобретенным материалам

68

19

Книга покупок, налоговая декларация по НДС

Предварительная оплата товара (аванс) отражается в учете записью, представленной в таблице 2. После исполнения обязательств поставщиком по поставке товара (работ, услуг) производят зачет сумм ранее выданных авансов.

Таблица 2 Проводки по поступлению материалов от поставщиков и подрядчиков при получение материалов по предоплате

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дт

Кт

Документ основание

1

Предоплата за материалы поставщику

60.2

51

Платежное поручение, выписка банка

2

Погашение кредиторской задолженности перед поставщиком (зачёт предоплаты)

60.1

60.2

Бухгалтерская справка-расчет

Все учетные документы для проведения расчетных операций с поставщиками и подрядчиками подлежат контролю со стороны заказчиков, поставщиков, контролирующих органов по видам: предварительный, текущий, последующий. Ответственность за правильность и своевременность материальных ресурсов несет руководитель, бухгалтер, материально-ответственное лицо.

Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры, накладные, акты приемки работ (услуг), платежные поручения и другие.

Счета-фактуры, поступающие от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг).

Однако нередко в организацию поступает имущество без расчетных документов поставщика. Продавец, как известно, обязан одновременно с поставкой вещи передать покупателю относящиеся к ней документы. О необходимости передачи ее технического паспорта, сертификата качества, инструкции по эксплуатации и т.п.

Расчетные документы, в которых указывается количество и цена вещей, участвующих в сделке, как документы, предусмотренные иными правовыми актами, также должны быть переданы покупателю. Но, к сожалению, поставщики не всегда выполняют свои обязанности. И в организацию поступают материальные ценности без оформленных надлежащим образом расчетных документов (счетов, платежных требований, платежных требований-поручений или других документов, необходимых для расчетов с поставщиками). Такие поставки в бухгалтерском учете признаются неотфактурованными.[1]

Хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривают их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками. Чаще всего, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков платежными поручениями.[3]

Порядок и формы расчетов с поставщиками определяются хозяйственными договорами, в результате выполнения которых у предприятия возникают текущие обязательства — кредиторская задолженность. Хозяйственный договор является наиболее распространенным и важным основанием возникновения обязательства, основной формой реализации товарно-денежных отношений в рыночной экономике.

Учет расчетов с покупателями и поставщиками является важнейшим участком бухгалтерской работы, поскольку на этом этапе формируется основная часть доходов и денежных поступлений предприятий. С помощью расчетов можно, с одной стороны, направить и обеспечить предприятия сырьем, материалами, топливом, тарой, а с другой осуществить реализацию готовой продукции.

На основании выявленных недостатков учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, мы предлагаем следующее:

1) в первичных документах по учету расчетов обязательно заполнять обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления, название предприятия, содержание и объем хозяйственных операций, подписи уполномоченных лиц);

2) проводить раз в год сверку расчетов с контрагентами;

3) разрабатывать платежные календари, которые помогут своевременно осуществить расчет с поставщиками;

4) для исключения из активов баланса задолженности, которая признана безнадежной, своевременно проводить ее списания. В бухгалтерском учете исключения из активов производится, когда по такой задолженности существует уверенность в ее невозвращении должником;

5) указать в Приказе об учетной политике период проведения инвентаризации расчетных операций;

6) внедрить внутренний аудит на предприятии с целью более эффективного управления, который позволит оперативно выявить текущие проблемы;

7) усилить внутрихозяйственный контроль, поможет реально оценить деятельность со многих сторон, определить направления дальнейшего развития, способствовать принятию правильных управленческих решений;

8) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

9) систематически осуществлять контроль за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности, поскольку значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу потери финансовой устойчивости предприятия и сделает необходимым привлечение дополнительных средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

10) проводить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщиками и покупателями, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее взысканию. Данные о сроках возникновения (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;

11) контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

12) организовать работу по договорам таким образом, чтобы иметь возможность в карточке клиента указывать условия оплаты (предоплата или наложенный платеж) и контролировать поступление средств в соответствии с условиями договора.[4]

Таким образом, из выше перечисленного следует, что расчеты с поставщиками и подрядчиками подлежат правильному документальному оформлению, фиксированию всех операций в хронологическом порядке как на синтетическом счете, так и на аналитических счетах. Учет этих расчетов является одной из составляющих бухгалтерского учета, который в свою очередь является важным звеном в грамотности составления бухгалтерской финансовой отчетности.

Список литературы:

1. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

2. Желтухина М.А., Нардина С.А. Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 837–843.

3. Стягайло, М. Ю. Пути усовершенствования учёта расчетов с поставщиками на сельскохозяйственных предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 432-434.

4. Тедеева, М.Д. Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками // Вестник науки и образования. — 2016. — № 5(17). — С. 40-42.

Просмотров работы: 314