ИНФОРМАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Титова П.А. 1, Жиркова А.А. 1, Макарова И.В. 1
1Тамбовский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Национальная безопасность – защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны [9].

В ее структуру входят: экономическая, военная, политическая, информационная, интеллектуальная, государственная, общественная, национальная, экологическая и другие элементы безопасности страны.

Информационная безопасность является актуальной темой на данный момент в связи с тем, что интеллектуальная собственность граждан, культурное наследие страны, специальные сведения, составляющие государственную тайну, должны быть надежно защищены, т.к. являются национальным достоянием. Так же необходимо пресекать неблагоприятное информационно-пропагандистское воздействие на граждан страны, которое связанно с распространением идей, враждебных интересам государства, традициям национальной культуры и правопорядка.

Высшей целью национальной безопасности является создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это официальная система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности [13].

Для современного общества характерным стало быстрое развитие информационных технологий, что является решающим фактором развития личности, общества и государства. Благодаря технологиям становится возможным автоматизация процессов мониторинга и управления государственными, социальными и другими объектами и системами. Помимо этого технологии позволяют получать, обрабатывать, передавать и накапливать информацию о процессах с требуемой скоростью и в любом количестве.

Информация и информационные технологии выступают в качестве объектов угроз, порождая проблему информационной безопасности, при стремлении единолично обладать и использовать в своих интересах информационные ресурсы, технологии и средства [5].

Информационной безопасностью считается: состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред; и свойство объекта, которое характеризует его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Основными объектами информационной безопасности являются личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, и государство, его конституционный строй, суверенитет, конституция, военное дело и т. д.

Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. Ее основой является безопасность сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым следует отнести информационно-психологическое воздействие.

Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности [7].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации более детально освещена тема информационной безопасности государства. Рассмотрим две проблемы: информационные войны и информационный терроризм.

Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности [8].

Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Информационные войны охватывают все мировое пространство. А их разрушительная мощь с течением времени будет только усиливаться. Такая угроза в глобальном контексте является давлением и запугиванием в военно-политическом плане, способном подорвать сложившееся равновесие в мире.

Информационный криминал – это разовые преступления, совершающиеся против конкретного объекта информационного пространства, это действия групп или отдельных лиц, которые направлены на нанесение ущерба информационной сфере.

Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности [9].

Информационная безопасность является важнейшей частью национальной безопасности, потому что оказывает влияние на все его составляющие, такие как оборонная, политическая и др.

Основными объектами защиты информационной безопасности являются: защита человека, защита информационных систем и защита информационных ресурсов.

Используемая военная терминология: информационная война, информационный киллер, информационное оружие, информационный терроризм, информационная диверсия, говорит о серьезности ситуации в информационном пространстве.

Информационно-психологическая безопасность приобретает особую актуальность. Это сложные, порой противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, к которым относятся: кризис государственной идеологии; рост преступности; расслоение общества на богатых и бедных и ухудшение отношений между людьми; изменение геополитической обстановки и др. Все это влияет на способность личности воспринимать информацию и адекватно реагировать на нее. А так же позволяет управлять общественным сознанием, следить за телефонными звонками, перепиской, скрытно воздействовать на психику людей и т. д.

Она обеспечивает психическое здоровье, как каждой отдельной личности, так и страны в целом. Радио, телевидение, образовательная сфера и т.п. являются средствами или каналами информационного воздействия, но самым мощным средством в данный момент является Интернет. Применение новых информационных технологий расширяет возможности воздействия на личность. Самым страшным является несанкционированный доступ к личной информации и дальнейшему ее использованию.

Опасным средством воздействия являются СМИ. Их возможности не ограничены. Они практически единственный источник, из которого население черпает информацию. Они буквально навязывают различные идеологические воззрения.

«Современная теле и киноиндустрия – это конечный продукт интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: сценаристов, кинорежиссёров, писателей, художников, рекламных агентов, дизайнеров, журналистов, психологов, продюсеров. Все они создают в массовом сознании ощущение недостаточности и нехватки различных материальных и нематериальных объектов. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания массового потребления и развития экономики. Часто зритель просто не может рационально мыслить и критически воспринимать эту информацию. Наш мозг со всех сторон атакуют скрытыми формами воздействия на массовое сознание: рекламой, телевизионными передачами, кино и т. п.» [10].

Как известно, телевидение призвано информировать, просвещать и развлекать. Обращенное непосредственно к человеку и обществу, оно обладает огромной силой информационного воздействия. В нашей стране с момента своего возникновения телевидение помимо развлекательной функции выполняет еще и функцию «коллективного агитатора и пропагандиста». В настоящее время эта функция стала реализовываться более агрессивно и откровенно.

Например, в погоне за сенсациями журналисты описывают случаи нарушения законности некоторыми сотрудниками органов внутренних дел, чем подрывают авторитет всех правоохранительных органов. Журналисты нагнетают обстановку, люди из-за этого перестают доверять полиции, что видно из социологического опроса, который провел «Фонд Общественного Мнения» в марте 2012 года [11].

Людям задавали следующий вопрос: «Одни люди, когда к ним обращаются сотрудники полиции, ощущают беспокойство, тревогу. Другие беспокойства, тревоги в такой ситуации не ощущают. К каким людям скорее относитесь вы – к первым или вторым?»

Данные в % от всех опрошенных 25 марта 2012.

Рисунок 1 - Диаграмма отношения людей к правоохранительным органам

После просмотра сериалов про правоохранительные органы, новостей, люди начинают думать, что с полицией лучше не связываться, что там работают бандиты, что в стране творится беспредел [11, стр. 12].

В связи с тем, что телевидение стало коммерческим, с телеэкранов обрушился поток насилия, разврата и жестокости. На телевидении появилась вседозволенность, сексуальные сцены, агрессия. Сократился объем детского телевещания. Очень мало стало познавательных передач. Вместо этого нам показывают передачи, которые пронизаны мотивами философии потребительства и нравственного бесчувствия.

Современное ТВ представляет собой нечто вроде зеркала. Людей с самого детства учат не задумываться о своей семье, близких людях, о морали.

СМИ исследуются многими учеными, тем не менее, методика систематического наблюдения за самим процессом воздействия СМИ на аудиторию, оценки состояния, осуществления контроля за характером реакции этой аудитории пока еще не разработана.

Приходится еще и еще раз убеждаться в том, что исступленное рекламирование СМИ сцен насилия, культа наживы, убийств и т.д. ведет к тотальному разрушению личности [11, стр. 15].

Кино и телевидение может воздействовать даже на моду на женское тело.

Рисунок 2 - Стандарты женской красоты за последние 60 лет [11, стр. 19].

Самой восприимчивой аудиторией является молодежь и подростки. Сейчас люди не смотрят программу, они включают телевизор, переключают каналы и выбирают кому что нравится до ближайшей рекламы, потом начинают переключать дальше, забывая, что смотрели перед этим [11, стр. 24].

Это видно из опроса, проведенного «Фондом Общественного Мнения», когда людям задавался вопрос: «Одни люди включают телевизор, чтобы посмотреть конкретную передачу. Другие включают телевизор, просто, когда у них есть свободное время. А как чаще поступаете Вы – включаете телевизор, чтобы посмотреть конкретную передачу, или просто когда у Вас есть свободное время?» [3].

НАСЕЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ

ВОЗРАСТ

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет и старше

       

Рисунок 3 - Социологический опрос (Для чего Вы включаете Телевизор?)

Именно поэтому является актуальным принятие законов о защите личности от недоброкачественной продукции, которой является информация [6].

Проанализировав законодательство Российской Федерации можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере:

1. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

2. Защита информации и информационных ресурсов, прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

3. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

Так, п. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается. Это дает возможность распространять достоверную, своевременную, объективную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации.

В п. 3 ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.

В ст. 29 Конституции РФ говорится о недопущении пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1].

Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушение порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354) [2].

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц, о чем говорится в ст. 23 и 24.

Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации [1].

Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» [12].

Ответственность за правонарушения по этому направлению информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274) [2].

Правовое обеспечение информационной безопасности:

– Международные конвенции об охране информационной собственности, промышленной собственности и авторском праве защиты информации в интернете;

– Конституция РФ;

– Гражданский кодекс РФ;

– Уголовный кодекс РФ;

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ;

– Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1.

Таким образом, правовое обеспечение информационной безопасности весьма на высоком уровне.

Но не стоит забывать, что источниками угроз информационной безопасности личности также могут выступать другая личность, программные и технические средства, группа лиц, общественная группа или даже государство, Интернет, СМИ.

Необходимо отметить, что в нашей стране отсутствует разработанная нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2006 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, возможность использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости связанные с взаимодействием человека с глобальными информационными сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность.

Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности человека приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.

Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. Особенность информации как фактора социализации заключается в том, что он практически неуправляем. Влияние на личность макро- или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов (таких как школа, семья и др.), которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, и представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

По общему мнению, решение проблемы обеспечения информационной безопасности личности, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях: нормативный, институциональный, личностный.

Область информационного воздействия не ограничивается ничем. Оно будет расти вместе с развитием человечества. Таким образом, существует постоянная угроза вымирания и деградации личности.

Поэтому нужно постоянно совершенствовать законодательную базу, которая должна изменяться «в ногу со временем». Также необходимо, чтобы сама личность предусмотрительно относилась к информации, которой она располагает, предоставляет, размещает. Ведь нередко мы сами размещаем информацию о себе (к примеру, в социальных сетях), в беседе расскажем что-то из частной жизни, а потом эта информация, оказавшись в руках заинтересованных лиц, оборачивается против нас.

Также информационная безопасность личности обеспечивается на техническом уровне с использованием специальных программ, препятствующих несанкционированному доступу.

Кроме того, необходимо задать определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе информационная защита личности теряет смысл.

Поисковые системы в их современном виде полностью не отвечают задаче обеспечения информационной безопасности личности и общества. Роботы поисковых систем действуют так, что отсутствует возможность ликвидировать ссылки на некоторые ресурсы по фамилии человека или названию организации. Специалисты, работающие в Яндексе, отвечают, что они не могут управлять индексацией ресурсов в своей поисковой системе.

Следует отметить, что в других информационных системах задача об обеспечении информационной безопасности личности ставится и успешно решается. Так, любой абонент может за небольшую сумму немедленно исключить номер своего домашнего телефона из справочной базы данных 09, в справочниках информация о квартирных телефонах в последнее время указывается только с письменного согласия абонента. А справочники по сотовым телефонам отсутствуют и не планируется их издание.

Таким образом, необходимо в число первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности личности поставить следующие:

1. Развитие информационной культуры населения.

2. Гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство, которое должно привлекать к разработке законодательства в информационной сфере специалистов в области информатики, социологии, информационных технологий и т. д.

3. Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска (возможно, путем расширения функций структур изучения общественного мнения, обеспеченных соответствующими методиками).

4. Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве.

Без реализации указанных и других мероприятий, направленных на создание необходимых условий для безопасного развития личности в современных условиях, немыслимо и устойчивое развитие экономики, и само будущее развитие России.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. База данных ФОМ. Телевизор в нашей жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_tv/d083623 (дата обращения: 29 ноября 2012).

4. Бачинин В. А. Детство и детское ТВ в социальном контексте// Социологические исследования. – 2009. - № 10, С. 119-125.

5. Бирюков А.А., Информационная безопасность. Защита и нападение, 2010.

6. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них, 2010.

7. Котухов М.М., Кубанков А.Н., Калашников А.О., Информационная безопасность, 2009.

8. Малюк А.А., Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации, 2004.

9. Прохожев А.А., Общая теория национальной безопасности, 2005.

10. Тим Райт, ТВ и кино в жизни человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wakemen.ru/?p=204 (дата обращения: 29 ноября 2012).

11. Титова А.А. Немного о кино. Характеристика и анализ. Изд. «LAP LAMBERN Academic Publishing», 2013. – 54 с.

12. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ.

13. «Information Security / Информационная безопасность», 2016.

Просмотров работы: 172