ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щербакова Ю.Г. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность НДФЛ заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. [2]

Налог на доходы физических лиц связан с потреблением и может, как стимулировать потребление, так и сокращать его. В связи с этим важнейшей проблемой подоходного налогообложения является обеспечение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости данного налога. Поэтому нужны такие ставки налога, которые одновременно смогут обеспечить максимально справедливое перераспределение доходов и минимальную потерю интересов налогоплательщиков к налогообложению.

Важнейшим определяющим моментом НДФЛ является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством [4]. Различают три системы налогообложения: пропорциональная (плоская), прогрессивная и регрессивная [2]. В России налог на доходы физических лиц облагается пропорциональной (плоской) шкалой налогообложения.

Исходя из списка налоговых ставок РФ на доходы физических лиц можно утверждать, что большинство отчислений в федеральный уровень власти отходят в размере 13%. Россия с такой процентной ставкой входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией [5]. Существует мнение, что страны с сильной экономикой пользуются прогрессивной шкалой налогообложения. Примеры таких стран: США, Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль. Вследствие этого последние три года многие поднимают вопрос, о переходе России на прогрессивную шкалу НДФЛ.

В сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов - явно недостаточна.

Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов [3].

Сегодня необходимо реформирование российской налоговой системы, разработка концепции налогообложения доходов граждан, учитывающей мировой опыт и специфические особенности российской государственной системы.

Однако, проводя реформы подоходного налогообложения, необходимо учитывать то обстоятельство, что данный налог выступает мощным рычагом воздействия на уровень жизни населения страны. Здесь находит отражение именно социальная функция НДФЛ. Также налог на доходы физических лиц на постоянной основе оказывает влияние на пополнение доходной части бюджетов различных уровней.

Использование на практике данного предложения требует ужесточения контрольных мер над принципами формирования фонда оплаты труда. После введения в 2011 году страховых взносов значительно увеличилась нагрузка на фонды оплаты труда, что повлекло за собой увод некоторой части заработной платы в «тень», снизив, таким образом, налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. ФНС Российской Федерации в целях пресечения фактов занижения налогооблагаемой базы НДФЛ планирует внедрять и развивать рабочие группы (или комиссии) по надзору за легализацией налогооблагаемой базы на предприятиях, в том числе и убыточных, и активно привлекать к данной работе государственные структуры субъектов Российской Федерации.

Первое, на что следует обращать внимание при подобной проверке организации - это уровень заработной платы в данной отрасли экономики в проверяемом субъекте Российской Федерации. Величина средней заработной платы не должна быть ниже средней величины по экономической отрасли основного вида деятельности налогоплательщика.

Следующим этапом развития подоходного налогообложения будет повышение заинтересованности работающего населения в прозрачности средств, которые идут на оплату оказанных ими работ или выполненных услуг. Другими словами, если физическое лицо желает получить кредит, банковскую гарантию, налоговый вычет по НДФЛ на лечение или покупку жилплощади, необходимо получение от него заполненной справки по форме 2 - «НДФЛ», что позволит подтвердить реальные доходы.

Помимо всего прочего необходимо рассмотреть вопрос повышения контроля над поступлениями налога на доходы от физических лиц, ведущих индивидуальную предпринимательскую деятельность. В силу огромного количества зарегистрированных ИП, крайне сложно следить за полнотой и правильностью исчисления и уплаты НДФЛ каждым из них.

Таким образом, основными проблемами налога на доходы физических лиц в РФ являются:

Во-первых, "перекладывание" налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения из- за применения общей ставки НДФЛ 13%.

Во-вторых, неравномерное распределение поступлений НДФЛ, возникающих в связи с тем, что данный налог уплачивается в налоговые органы по месту работы, а не месту жительства физических лиц.

Налог на доходы физических лиц распространяется на всех жителей Российской Федерации и совершенно очевидна необходимость его модернизации. Все предлагаемые изменения и нововведения нуждаются в тончайшей и внимательной доработке, которая потребуют крупных затрат бюджетных средств, времени и сил. Прежде, чем реализовывать заявленные реформы, необходимо решать другие существующие проблемы налогового администрирования.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.02.2018 N 34-ФЗ) // СПС Консультант.Плюс.

2. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М.: Экономист, 2017. 319 с.

3. Чариков В.С., Куваева Д.В. Проблемы введения прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц в России // В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика. Материалы 11-й Международной научно-практической конференции. Самарский государственный экономический университет. 2012. С. 326-328.

4. Электронный ресурс - https://www.nalog.ru/m50/taxation/taxes/ndfl/ Загл. с экрана.

5. Электронный ресурс - http://capitalgains.ru/obrazovanie/nalogi/progressivnaya-shkala-nalogooblozheniya.html.

Просмотров работы: 387