Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность работников в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Российской Федерации на конец 2016 года составила 2146,3 тысяч человек (рисунок 1) [4].
Рисунок 1 — Численность работников в государственных структурах
Численность работников государственных структур за последние 3 года снизилась на 65,62 тысячи человек. Проблемы текучести кадров на государственной службе могут быть связаны с такими факторами:
неудовлетворенность имеющейся системой льгот и денежным содержанием;
частая смена руководства;
сложность продвижения по службе;
ограничение свободы деятельности.
Помимо высокой текучести выделяют еще ряд проблем кадровой политики на государственной службе:
При наличии множества различного рода ограничений для государственных служащих недостаточно развита система мотивации и стимулирования, которая смогла бы обеспечить эффективное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Недостаточная привлекательность государственной службы. Большинство молодых людей стремиться поступить на государственную службу, считая это хорошим началом своей карьеры либо исходя из побуждений стать ближе к общественной элите. Однако, мало кто остается работать на государственных должностях долгое время, что связано с наиболее привлекательной оплатой труда в бизнес-структурах [3].
Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков у государственных служащих, их недостаточная квалификация. Часто из-за нехватки знаний, опыта, навыков владения современными технологиями государственные служащие не могут решить поставленные перед ними задачи. На развитие данной проблемы влияет также старение кадрового состава и уход молодых квалифицированных специалистов в бизнес [2].
Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать методы кадровой политики, основываясь на предпочтениях населения и самих государственных служащих, а также учитывая постоянно меняющиеся условия внешней среды, чтобы обеспечить эффективное функционирование государственных структур, что в первую очередь включает:
создание такой системы мотивации, которая обеспечила бы рост престижности государственной службы;
улучшение положений должностных регламентов и инструкций;
совершенствование систем подготовки и переподготовки управленческих кадров;
создание условий для постоянного повышения квалификации;
улучшение системы государственной и региональной оценки управленческой деятельности;
развитие кадрового потенциала работников за счет:
разработки профессиональных стандартов;
учета целей и задач государственных органов в кадровой политики;
обмена опытом кадровой работы, информационным ресурсами;
внедрения инноваций в государственную гражданскую службу;
финансирования программ развития государственной гражданской службы как на уровне федерации, так и на уровне субъектов;
введение института наставничества.
Список использованных источников:
Борисов Н. И. Государственная и муниципальная служба : учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Борисов - М. : КноРус, 2017. - 471 с.
Демин А. А. Государственная служба в Российской Федерации : учеб. для академ. бакалавриата / А. А. Демин - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 354 с.
Кабашов С. Ю. Гражданская служба Российской Федерации: вопросы правового регулирования в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов / С. Ю. Кабашов - М. : ИНФРА-М, 2015. - 155 с.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.gks.ru/
Федеральный закон “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27.05.2003 № 58-ФЗ