БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Белоусова Л.Ф. 1, Савинцева Н.Е. 1
1Филиал федерального ГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Городская среда как пространство включает в себя множество аспектов, среди которых в качестве ключевого приоритета развития общества выступает сохранение жизни и здоровья человека, а в качестве базовых неотчуждаемых прав  право индивида на личную безопасность. Безопасность – важная как психологическая, так и физическая характеристика, включающая понятие физического комфорта для полноценного общения и социальных взаимодействий в пределах города. Проблеме состояния безопасности городского пространства г. Новошахтинска Ростовской области, его оценке и перспективам развития посвящена данная статья.

Важным индикатором качества жизни жителей г. Новошахтинска и их социального благополучия служит уровень преступности.

Криминогенная городская обстановка характеризуется ростом числа зарегистрированных преступлений, выявленных и взятых на учет ОВД города Новошахтинска. В целом за рассматриваемый период (2011-2016 гг.) число преступлений выросло с 967 в 2011 году до 1313 в 2016 году, т.е. на 346 ед.; некоторое снижение преступности наблюдалось в 2012 году  до 860 ед., затем повышение уровня преступности в городе возобновилось.

За период статистического наблюдения наибольшее число преступлений было зарегистрировано в 2016 году (таблица 1).

Таблица 1  Динамика зарегистрированных и раскрытых преступлений

в г. Новошахтинске 8

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1. Число зарегистрированных преступлений, ед.

967

860

986

1 064

1 246

1313

- из них тяжкие и особо тяжкие

315

289

316

292

257

273

1.1. преступления против личности, ед.

183

163

181

201

211

241

- удельный вес, %

18,92

18,95

18,36

18,89

16,93

18,35

1.2. преступления против собственности

584

482

608

652

814

808

- удельный вес, %

60,39

56,05

61,66

61,28

65,33

61,54

2. Число зарегистрированных преступ-лений на 100 тыс. чел. населения, ед.

874,0

780,1

898,0

973,4

1142,3

1209,0

3. Выявлено лиц, совершивших преступления, чел.

458

424

433

491

582

652

4. Всего раскрыто преступлений, ед.

528

491

495

556

638

749

5. Процент раскрываемости преступлений (стр.4 / стр.1  100)

54,6

57,1

50,2

52,3

51,2

57,0

Но данный показатель не отражает объективно ситуацию, оценку целесообразно проводить по удельному показателю  количеству преступлений в расчете на 100 тыс. чел. городского населения (рисунок 1).

Рисунок 1  Динамика числа зарегистрированных

и раскрытых преступлений в г. Новошахтинске 8

Динамика числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. городского населения отрицательная, по сравнению с 2011 годом значение показателя выросло в 2016 году до 1209, т.е. на 335 ед. или 38,3%, данная тенденция распространялась на все города Ростовской области. Тенденция роста числа зарегистрированных преступлений сопровождалась ростом числа раскрытых преступлений. За 2016 года раскрыто 749 преступлений, что на 41,9% выше уровня 2011 года. Процент раскрываемости преступлений в рассматриваемом периоде выше 50%, в 2016 году он достиг самой высокой отметки  57,0%.

Из общего числа зарегистрированных преступлений на тяжкие и особо тяжкие приходилось от 20,63% до 33,60%; в 2016 году наметился их рост, сократив долю зарегистрированных преступлений общей направленности. Наибольший удельный вес приходился на преступления против собственности, в пределах от 56,05% до 65,33% от числа зарегистрированных преступлений, доля преступлений против личности занимает от 16,93% до 18,95%.

Численность выявленных лиц, совершивших преступления, выросла по сравнению с 2011 годом на 194 чел. (652 - 458), а по сравнению с прошлым годом – на 70 чел. (652 - 582), в данном случае, несмотря на некоторые отклонения, в целом за период статистического наблюдения наблюдается рост динамики раскрытия. Оперативная обстановка по результатам работы за 2015-2016 гг. на территории г. Новошахтинска характеризуется следующим составом зарегистрированных преступлений (рисунок 2).

Рисунок 2  Динамика состава преступности в г. Новошахтинске 8

На фоне роста общего числа зарегистрированных преступлений в 2016 году по сравнению с прошлым годом наблюдался рост практически всего состава преступлений, за исключением краж, число которых снизилось с 576 до 537 ед., с одновременным снижением их удельного веса с 46,23% до 40,90%. Одним из наиболее действенных способов предотвращения краж является постановка квартир и других мест хранения личного имущества граждан под вневедомственную охрану, надежность которой подкрепляется отсутствием краж имущества на охраняемых объектах.

В целях снижения числа преступлений в общественных местах ОВД города Новошахтинска, исходя из результатов анализа уличной преступности, внесены корректировки в расстановку патрульно-постовых нарядов с целью максимального приближения к местам, наиболее подверженным уличным кражам, грабежам и разбойным нападениям. Одновременно с ростом числа убийств и нанесения тяжких увечий (на 4 ед.) тревожит рост преступлений за незаконный оборот наркотиков (на 25 ед.), доля которых в целом по сравнению с прошлым годом выросла в г. Новошахтинске на 1,69% (11,88 – 10,19).

Наблюдался рост зарегистрированных преступлений экономической направленности на 4 ед. с соответствующим увеличением их удельного веса на 0,11%. Для снижения коррупции в сфере экономики органами местного самоуправления г. Новошахтинска в декабре 2017 года проводился опрос посредством анонимного анкетирования населения о состоянии коррупции на территории города.

Всего за 2016 год уголовные дела заведены ОВД г. Новошахтинска на 652 лица, совершивших преступления. Из них преобладающую долю преступлений совершили лица, ранее совершавшие преступления (57,36%), не имеющие постоянного источника дохода. Так как данная ситуация характерна для практики уголовных преступлений, в профилактике преступлений значительное место отводится работе с категориями граждан, наиболее подверженных криминогенному воздействию  лицам, ранее судимым, например, контролю соблюдения этими лицами паспортного режима. В целом из лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в 2016 году 70,4% не имели постоянного источника дохода, что подталкивало их, как социально необеспеченных граждан, к противозаконным действиям (рисунок 3).

Рисунок 3  Характеристика лиц, совершивших преступления

в г. Новошахтинске в 2016 году 8

В 2016 году наметилась динамика падения числа преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, численность таких подростков в 2016 году (24 чел.) была ниже показателей, сложившихся в 2009-2015 гг. (от 28 до 54 чел.).

В целом доля числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, невысокая, но пренебрегать этим не стоит, поэтому органами ОВД регулярно проводится значительная работа по профилактике преступлений среди несовершеннолетних, а также выявлению неблагополучных семей в г. Новошахтинске.

Кроме того, настораживает факт увеличения среди лиц, совершивших преступления, женщин, численность которых выросла с 2009 года (61 чел.) до 108 чел. в 2016 году, доля «прекрасной половины» составила 16,56%.

В рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» 3 ежегодно реализуются мероприятия по проведению мониторинга общественного мнения о состоянии преступности; работ по организации профилактики наркомании в городе; обеспечению прозрачности деятельности Администрации города и её отраслевых (функциональных) органов. Целевые показатели программы выполнены в объеме 80% от общего количества показателей, объем освоенных средств составил 98%, программа признана эффективной.

Следует отметить деятельность добровольных формирований населения г. Новошахтинска по охране общественного порядка (рисунок 4).

Рисунок 4  Динамика числа добровольных формирований населения

(добровольных народных дружин ДНД) и численности их участников 8

ДНД созданы для оказания добровольного содействия правоохранительным органам по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на территории г. Новошахтинска. Преобладающее число ДНД и, соответственно, численности ее участников наблюдалось в 2010 году. За четыре истекших года численность ДНД постепенно сокращалась, пока в 2014 году не осталась одно добровольное формирование, которое продолжает функционировать в течение 2014-2016 гг., доведя численность своих участников до 38 чел.

По оперативным данным Информационного центра ГУВД по числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения в Ростовской области г. Новошахтинск занимает 3 место из 12 (1142,3 ед.), уровень преступности ниже г. Новошахтинска только в г. Шахты (1134,6 ед.) и г. Батайск (1063,4 ед.) (таблица 2).

Таблица 2  Динамика числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения, единиц 9, с.175

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Всего по области

1318,7

1231,8

1219,5

1274,4

1469,0

в т.ч. городские округа

         

Ростов-на-Дону

1812,7

1821,4

1773,8

1773,8

2019,8

Азов

892,3

1059,0

1226,6

1204,2

1404,2

Батайск

949,1

852,9

931,8

991,5

1063,4

Волгодонск

1206,0

985,4

1154,6

1331,2

1391,5

Гуково

1299,5

1187,0

1076,0

1264,9

1438,1

Донецк

1096,4

912,6

845,2

1245,0

1595,0

Зверево

1419,9

1128,5

1299,8

1424,6

1326,6

Каменск-Шахтинский

1029,7

1015,0

809,8

923,8

1196,9

Новочеркасск

1397,0

1318,0

1165,0

1493,0

1664,5

Новошахтинск

874,0

780,1

898,0

973,4

1142,3

Таганрог

1772,8

1257,9

1378,1

1365,9

1679,9

Шахты

962,8

852,0

889,3

972,1

1134,6

При сравнении удельной величины преступлений со средним значением по области, видно, что уровень преступности в г. Новошахтинске был ниже в 2011 году в 1,36 раз, в 2012 году – в 1,43 раз, затем к 2015 году разрыв между показателями снизился до 1,18 раз. Более низкий уровень преступности по сравнению с преобладающим большинством городов Ростовской области частично обусловлен высокой долей старших (пенсионеров) и самых младших возрастных групп населения, которые не склонны к правонарушениям.

Важную роль в формировании тенденций регистрируемой преступности играло реформирование законодательства и правоприменительной практики. Так в городе действуют долгосрочные целевые программы: «Профилактика правонарушений в г. Новошахтинске», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «По профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Город Новошахтинск».

Координацию деятельности на территории города по профилактике терроризма осуществляет муниципальная антитеррористическая комиссия города, для чего разработана специальная подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма в г. Новошахтинске муниципальной городской программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Для реализации решений данной программы в составе антитеррористической комиссии создано пять постоянно действующих рабочих групп: Информационное противодействие экстремизму и терроризму; Профилактика террористических угроз в местах массового скопления людей; Профилактика террористических угроз на объектах транспорта; Профилактика террористических угроз на территории объектов торговли; Профилактика террористических угроз на объектах жизнеобеспечения.

Для проведения профилактических работ среди населения разработаны правила поведения при возникновении угрозы совершения террористической акции, в местах большого скопления людей, памятка жителям многоквартирных жилых домов.

Функции по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению аварийности на автотранспорте в г. Новошахтинске возложены на Комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при Администрации города, деятельность которой регламентируется постановлением Администрации г. Новошахтинска от 10.04.2015 № 333 (с учетом изменений от 14.10.2016 № 973). На сайте Администрации в режиме открытости размещен состав данной комиссии, план-график обследования дорожных условий улично-дорожной сети и маршрутов пассажирского транспорта г. Новошахтинска, а также результаты деятельности комиссии.

Администрацией города утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы» 5, в рамках которой осуществляется строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, выполняются мероприятия по устойчивому функционирования транспортной инфраструктуры и повышению уровня безопасности дорожного движения. Степень использования средств финансирования на реализацию указанной программы за 2016 год представлена ниже (таблица 3).

Таблица 3  Использование средств финансирования за 2016 год 6

Показатель

Профинансировано

Выполнено

1. Средства бюджета на содержание автодорог, тыс. руб.

в том числе:

- средств областного бюджета

- средств местного бюджета

23 782,8

21 523,4

2 259,4

23 782,8

21 523,4

2 259,4

Выполненный объем работ:

- ремонт асфальтобетонного покрытия, тыс. м2

- установка дорожных знаков, шт.

- нанесение дорожной разметки, тыс. м2

- уборка проезжей части, установка пешеходных ограждений, м

- установка светофоров Т.7, шт.

25,537

600,0

10,4

350,0

16,0

25,537

600,0

10,4

350,0

16,0

2. Грант из областного бюджета (по итогам рейтинговой оценки эффективности деятельности муниципальных образований Ростовской области по привлечению инвестиций) на ремонт тротуаров, тыс. руб.

2960,0

2960,0

Выполненный объем работ:

- ремонт тротуаров, тыс. м2

5,6

5,6

3. Средства муниципального дорожного фонда на содержание автомобильных дорог, тыс. руб.

13 277,3

13 277,3

Выполненный объем работ:

- зимнее содержание автомобильных дорог, тыс. руб.

- техническое обслуживание светофорных объектов, тыс. руб.

- валка и обрезка деревьев у придорожной полосы, тыс. руб.

- ямочный ремонт автомобильных дорог и тротуаров, тыс. руб.

- установка светофорных объектов, шт.

- установка пешеходного ограждения, м

2 088,2

298,2

549,2

731,7

4,0

36,0

2 088,2

298,2

549,2

731,7

4,0

36,0

Как показывают данные таблицы 3, за 2016 год намеченные мероприятия выполнены в полном объеме. Однако следует обратить внимание, что средства дорожного фонда использовались только на текущее содержание автомобильных дорог. Строительство новых автодорог с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным) протяженностью 1,3 км осуществлялось только в 2014 году, в остальной период проводились работы по ремонту дорожных покрытий, обновлению дорожной разметки, очистке дорог, установке дорожных знаков, светофоров и пешеходного ограждения.

В 2016 в г. Новошахтинске году не зарегистрировано ДТП по вине пассажирского транспорта, зарегистрировано 675 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 11 чел. и получили ранения различной степени тяжести 66 чел. (Таблица 4).

Таблица 4  Состояние ДТП в г. Новошахтинске 7

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число ДТП

811

817

858

963

1160

1059

778

675

Число погибших, чел.

15

15

13

13

10

19

8

11

Число раненых, чел.

111

107

106

89

88

82

74

66

За рассматриваемый период наблюдалось снижение числа ДТП, числа погибших и раненых в 2015-2016 гг. по сравнению с предшествующими годами. Основными причинами ДТП являлись: неудовлетворительные дорожные условия, несоответствие скорости движения, выезд на полосу встречного движения, управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны возложены на МКУ «Управление ГО и ЧС». Учреждение осуществляет аварийно-спасательные работы природного и техногенного характера, а также при возникновении террористической угрозы, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, проводит обучение всех категорий населения по соответствующим программам и пр.

В рамках муниципальной программы «Защита населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» регулярно проводятся мероприятия по техническому обслуживанию автоматических пожарных сигнализаций, систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре в муниципальных учреждениях г. Новошахтинска, дооснащению огнетушителями аварийно-спасательного формирования (АСФ) МБУ «Управление по делам ГО и ЧС»; дооснащению и замене пожарных гидрантов на водоразводящих сетях города; текущему ремонту автомобильной техники АСФ; дооснащению оборудованием, снаряжению и улучшению материально-технической базы АСФ. Для обеспечения пожарной безопасности ежегодно организуется работа по пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности в учебно-консультационных пунктах гражданской обороны и ЧС; проводится обновление противопожарных полос, исключающих возможность переброски огня на жилой сектор; распространению наглядного агитационного материала по предупреждению пожаров.

Охват населения техническими средствами оповещения об угрозе или возникновении ЧС составляет 88,67% (97,32 тыс. чел.), организационными мероприятиями по оповещению  11,33% (11,82 тыс. чел.) 1.

С целью обеспечения безопасности на водных объектах организованы совместные дежурства на пляже Соколовского водохранилища спасателей АСФ, сотрудников Отдела МВД и казаков ГКО «Новошахтинское»; пост укомплектован современными спасательными средствами. Результаты оценки эффективности реализации программы в 2016 году позволили оценить программу, как умеренно эффективную. При этом показатель «количество выездов АСФ на ликвидацию ЧС и оказание помощи пожарным подразделениям при тушении пожаров» выполнен на 98,7%, показатель «количество обученных специалистов по вопросам ГО и ЧС в отделе подготовки»  на 96,1% 2.

В качестве основных факторов, отрицательно повлиявших на ход реализации программы, отмечены уменьшение категорий слушателей по вопросам ГО и ЧС и числа потребителей оказания платных услуг АСФ.

Оценим перспективы развития в сфере безопасности городского пространства с использованием маркетингового инструмента SWOT-анализа в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития города Новошахтинска (таблица 5).

Таблица 5  Результаты SWOT-анализабезопасности городского пространствагорода Новошахтинска

Рост числа раскрытых преступлений

Рост числа зарегистрированных преступлений, выявленных и взятых на учет ОВД

Сильные стороны

Слабые стороны

Более низкий уровень преступности по сравнению с преобладающим большинством городов Ростовской области, падение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними

Высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений (20,79% в 2016 году), рост преступлений за незаконный оборот наркотиков

Снижение числа ДТП, числа погибших и раненых

Основные причины ДТП: неудовлетворительные дорожные условия, несоответствие скорости движения, выезд на полосу встречного движения, управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

Успешная координация деятельности по профилактике терроризма; отсутствие конфликтов на межрасовой почве

Ежегодный рост бюджетных расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

Невыполнение намеченного оборудования детского городка для практического обучения детей безопасному поведению на дорогах

Возможности

Угрозы

Разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни, установка высоких бордюров и съемных турникетов для ограждения от заезда автомобилей; создание бесплатной парковки за библиотекой им. Ленина.

Организация платных парковочных зон в центре города.

Снижение уровня криминальных угроз

Капитальный ремонт автомобильных дорог вокруг пос. Радио и трассы «Новошахтинск-Майский» общей протяженностью 4 км, реконструкция проспекта Ленина и межпоселковой автомобильной дороги (проектно-сметная документация разработана)

Оборудование детского городка для практического обучения детей, безопасному поведению на дорогах

Высокий уровень рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (близость границы с Украиной).

Возникновение межэтнических конфликтов, неконтролируемого миграционного притока.

Рост уровня преступности

Повышение уровня ДТП из-за низкого качества содержания дорог, значительного износа пассажирского транспорта

Таким образом, по результатам SWOT-анализа выявлен ряд ограничений в сфере безопасности городского пространства, для преодоления которых рекомендуются следующие мероприятия:

  • разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни;

  • установка высоких бордюров и съемных турникетов на пр. Ленина для ограждения от заезда автомобилей;

  • создание бесплатной парковки за библиотекой им. Ленина; организация платных парковочных зон в центре города;

  • продолжение реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на территории города, в частности, выполнения дорожных работ на участках концентрации ДТП, содержание и ремонт технических средств организации дорожного движения, оборудование детского городка для практического обучения детей безопасному поведению на дорогах в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы» от 15.10.2013. № 1323;

  • привлечение современных технических средств для фиксации правонарушений; активизация деятельности служб по выявлению нарушений правил дорожного движения; проведение мониторинга состояния городской улично-дорожной сети и дорожно-транспортных ситуаций;

  • популяризация услуг вневедомственной охраны, частных охранных организаций;

  • продолжение реализации мероприятий в рамках муниципальной программы «Защита населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» 4 по обеспечению защиты населения, территорий, объектов жизнеобеспечения населения от угроз природного и техногенного характера; обеспечению и поддержанию в постоянной готовности аварийно-спасательного формирования (АСФ) при МБУ «Управление по делам ГО и ЧС»; совершенствованию единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) и системы «112»; укреплению материально-технической базы подразделений службы спасания обучению специалистов по вопросам ГО и ЧС в отделе подготовки;

  • внедрение и использование космических снимков территории города для раннего обнаружения очагов пожаров и возгораний;

  • стимулирование и популяризация деятельности добровольных формирований населения г. Новошахтинска по охране общественного порядка;

  • обеспечение роста процента раскрываемости преступлений, совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений;

  • продолжение использования городских СМИ для противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма; информационно-аналитического освещения проблемы наркомании через СМИ и привлечения внимания широких слоев населения и специалистов к профилактике алкоголизма, табакокурения, наркозависимости и ВИЧ-инфекции;

  • продолжение реализации программных мероприятий по профилактике и противодействию незаконному обороту наркотиков, укреплению общественного порядка, противодействию любым проявлениям терроризма, экстремизма, коррупции; воспитанию гражданской ответственности и толерантности; созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» 3.

Список литературы

1. Постановление Администрация Города Новошахтинска от 17.03.2017 № 215 «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы города Новошахтинска «Защита населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» за 2016 год».

2. Постановление Администрации города от 20.09.2013 № 1144 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Новошахтинска».

3. Постановление Администрации города от 15.10.2013. № 1315 «Об утверждении муниципальной программы города Новошахтинска «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (в редакции по состоянию на 31.12.2015 № 1388).

4. Постановление Администрации города от 15.10.2013. № 1319 «Об утверждении муниципальной программы города Новошахтинска «Защита населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (в редакции постановлений от 31.03.2014 № 391; от 01.12.2015 № 1252).

5. Постановление Администрации г. Новошахтинска «Об утверждении муниципальной программы города Новошахтинска «Развитие транспортной системы» от 15.10.2013 № 1323.

6. Итоги деятельности Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения за 2016 год Электронный ресурс / – Режим доступа: http://www.novoshakhtinsk.orq

7. Муниципальная статистика. Информационно-аналитический материал о социально-экономической ситуации в городе Новошахтинске в 2009-2016 гг. Подготовлен АНО «Центр РСЭИ» на основе данных органов государственной статистики и дополнительных информационных ресурсов, формируемых по городу Новошахтинску.

8. Показатели муниципальных образований Ростовской области Электронный ресурс / Интернет-портал Росстата. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

9. Статистический сборник «Сравнительные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области. 2015»: Стат. сб. / Ростовстат - Ростов-н/Д, 2016 - 392 с.

Просмотров работы: 94