СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Белоусова Л.Ф. 1, Лебедянская К.А. 1
1Филиал федерального ГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве ключевой проблемы, стоящей перед человечеством, выступает социальная защита населения, являясь одним из механизмов реализации социальной политики государства. Значение данной проблемы особенно выросло в настоящее время социальной ориентации экономических реформ России, что обусловлено снижением уровня жизни и социальной защищенности значительной части населения в посткризисный период. Проблемам и перспективам развития социальной защиты населения города Новошахтинска Ростовской области посвящена данная статья.

Функции обеспечения государственных гарантий в вопросах социальной поддержки и защиты социально не защищенных граждан г. Новошахтинска выполняет Управление социальной защиты населения на основании Указа Президента РФ № 597 1, областного закона № 222-ЗС 3 и муниципальных программ. УСЗН является основным исполнителем двух муниципальных программ:

  • Социальная поддержка и социальное обслуживание жителей города Новошахтинска;

  • Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп граждан, проживающих в городе Новошахтинске.

По состоянию на 01.01.2017 г. более 65 000 жителей города являлись получателями льгот и пособий, на что было выделено из федерального и областного бюджета 521,76 млн. рублей. Приоритетным направлением в работе УСЗН является социальная поддержка материнства и детства, в рамках социальной поддержки по данному направлению назначено 2865 пособий, из которых 669 семей являются многодетными, которые получают пособие на 2275 детей. В целях улучшения демографической ситуации предоставляется региональный материнский капитал, на получение которого в 2016 году было выдано 163 сертификата.

Динамика численности пенсионеров свидетельствует о снижении их численности за рассматриваемый период как в целом, с 32911 до 31815 чел., так по отдельным категориям. Доля пенсионеров в численности городского населения высокая и по состоянию на 01.01.2017 г. составила 29,21%, что выше показателя 2009 года на 0,24% и обусловлено снижением численности населения г. Новошахтинска (рисунок 1).

Рисунок 1  Динамика численности и удельного веса пенсионеров 7

Нарушений сроков выплаты всех видов пенсий и пособий не установлено. Целевые показатели программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание жителей города» за 2016 год 6 выполнены в полном объеме, с финансовым освоением средств 99,5%, на основании чего программа признана эффективной.

Доля численности пенсионеров в составе населения в Новошахтинске ниже, чем в среднем по области, в городах Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, в Родионово-Несветайском районе. При этом размер месячных пенсий в г. Новошахтинске ниже пенсионных среднероссийских и среднеобластных выплат, но выше размеров пенсий в городах Гуково и Зверево, а также в Родионово-Несветайском районе. Рассмотрим динамику темпов роста пенсий (рисунок 2).

Рисунок 2  Динамика темпов роста пенсии и инфляции 7

Темп роста пенсии сложился ниже инфляционного в 2010 г., и начиная с 2014 г. Причиной снижения пенсий в последние годы является отказ от их индексации работающим пенсионерам. Кроме того, следует учесть, что индексация пенсий на уровень инфляции производится по данным официальной статистики, а не фактической. Данная ситуация характерна в целом для России и означает сокращение пенсионных выплат в реальном выражении. Сгладить проблему помогла бы работа людей пенсионного возраста.

В 2017 году индексация пенсии частично была заменена единовременными выплатами в 5000 рублей. В 2018 году для сокращения разрыва между инфляцией и пенсионной индексацией страховые пенсии в России проиндексированы с 1 января в размере 3,7% 2, т.е. выше инфляции (на 1,2%). В 2019 и 2020 гг. правительство планирует повышать размер пенсий в рамках проекта федерального бюджета по 4% в год. Это важно для города Новошахтинска с точки зрения поддержки потребительского спроса. Оценку уровня жизни населения проведем на данным рисунка 3.

Рисунок 3  Динамика среднемесячной заработной платы

и ее соотношений 8, с.117-121; 9

Заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов работников крупных и средних организаций г. Новошахтинска. Размер среднемесячной заработной платы работников города в 2016 году вырос по сравнению с 2012 годом в 1,79 раз и сложился в размере 20638,6 руб., причем наблюдался ее ежегодный рост. Но размер среднемесячной заработной платы по г. Новошахтинску в течение 2012-2016 гг. находился на более низком уровне, чем в среднем по России и Ростовской области.

Соотношение среднемесячной зарплаты с прожиточным минимумом показывает ее превышение в пределах от 1,77 до 2,40 пунктов, а по сравнению с минимальным размером оплаты труда – от 2,50 до 3,36 пунктов. Наибольшее значение этого соотношения наблюдалось в 2013 году, затем в связи с обострением экономической и политической ситуации в России в 2014-2016 гг. произошло некоторое снижение разрыва, как с прожиточным минимумом, так и с МРОТ. Но напряженных ситуаций не наблюдалось, в 2014-2016 годах среднемесячная заработная плата работников г. Новошахтинска постепенно росла. Сведений о наличии просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 01.01.2017 года в органы статистики не поступало.

Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению составил 1%, что выше среднего областного показателя (0,8%). За 2016 год доля трудоустроенных граждан составила 25,5% (608 чел.). Нагрузка незанятого населения составила в 2016 году 0,5 чел. на одну заявленную вакансию, что ниже прошлого года (1,4 чел.).

И кратко остановимся по другим сферам социальной инфраструктуры.

После тотального закрытия шахт государство не предложило достойных мест работы бывшим шахтерам, действующие на территории г. Новошахтинска предприятия не дают городу полноценное количество рабочих мест, поэтому многие горожанине предпочитают ездить на работу в города, имеющие разветвленную сеть промышленных предприятий.

Число объектов бытового обслуживания населения за 7-летний период (2009-2016 гг.) выросло с 187 до 206 объектов, т.е. на 10,16%, причем, за редким исключением, прирост наблюдался по всем направлениям оказываемых услуг.

Недостатки в системе здравоохранения г. Новошахтинска: снизилась численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала, укомплектованность врачебными кадрами – 49,8%; снизилось число больничных коек, недостаточно отделений скорой помощи; выросла смертность до 14,49%, в т.ч. младенческая – до 10,78%; низкий показатель рождаемости; процент охвата диспансеризацией взрослого населения – 50% из-за низкой укомплектованности участковыми врачами-терапевтами 5.

Причинами смертности являются заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. При этом демографическая ситуация в городе Новошахтинске характеризуется сохранением низкой рождаемости, высокой смертности и, как следствие, сохранением естественной убыли населения. Кроме того, следует отметить высокую степень износа основных средств, медицинских приборов и аппаратов, что не может гарантировать высокого качества обследований, безопасности и эффективности лечения больных.

Все вышеперечисленное отрицательно сказывается на состоянии демографической ситуации и качестве городской среды.

Ощущается дефицит мест дошкольных учреждений (очередь – свыше 1000 чел.). С целью снижения переуплотненности детских садов введено 120 дошкольных мест в результате ввода в эксплуатацию МАДОУ ЦРР № 1 «Глория»; создано дополнительно 58 дошкольных мест на базе действующих дошкольных образовательных организаций. Однако задерживается сдача в эксплуатацию детского сада на 80 мест в центре г. Новошахтинска, что связано с выявлением факта хищения 4.

Растет численность учащихся общеобразовательных школ, совершенствуется их материально-техническая база, удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ в 2016 г., составил 99,3%, что выше средних показателей по России и Ростовской области. Проблемой остается высокий уровень износа зданий и оборудования в муниципальной сфере образования.

Следует отметить, что в г. Новошахтинске стали возрастать процессы сегрегации по имущественному признаку. Население города все больше разделяется на бедных и богатых, на тех, кто существует в жилых муравейниках на окраинах города, и тех, кто живет полной комфортной жизнью в элитных особняках, разъезжая на иномарках. Делая упор на этот конфликт, сложившийся в уровнях жизни населения, можно выделить новую потребность качества городской среды  потребность в социальном равенстве.

Оценим перспективы развития социальной инфраструктуры города с использованием маркетингового инструмента SWOT-анализа в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития г. Новошахтинска (таблица 1).

Таблица 1  Результаты SWOT-анализа социального благополучия города

Сильные стороны

Слабые стороны

Отсутствие нарушений сроков выплаты всех видов пенсий и пособий. Более низкая, чем в среднем по области, доля численности пенсионеров

Размер месячных пенсий в городе ниже пенсионных среднероссийских и средних областных выплат; темп роста пенсии ниже инфляционного роста, начиная с 2014 года, что характерно в целом для России

Ежегодный рост среднемесячной зарплаты, размер среднемесячной заработной платы в 2016 г. вырос по сравнению с 2012 г. в 1,79 раз и сложился в размере 20638,6 руб.

Среднемесячная заработная плата по городу в течение 2012-2016 гг. находились на более низком уровне, чем в среднем по России и Ростовской области.

Высокая стоимость жизни

Превышение среднемесячной заработной платы работников уровня МРОТ, отсутствие просроченной задолженности по заработной плате

Сложности, связанные с рынком труда: низкий уровень заработной платы, отсутствие работы, ограниченные возможности построения карьеры, профессиональной самореализации

Низкий уровень регистрируемой безработицы (1%)

Напряженность на рынке труда – 1,4 чел. на одну вакансию, наличие скрытой безработицы

Капитальный ремонт отделений городских больниц.

Введение дополнительных дошкольных мест.

Развитая система учреждений общего образования, достаточно высокий образовательный уровень населения.

Совершенствование материально-технической базы общеобразовательных школ

Недостатки в системе здравоохранения: укомплектованность врачебными кадрами – 49,8%; снижение числа больничных коек, недостаточность отделений скорой помощи; рост смертности до 14,49%; низкий показатель рождаемости и пр.

Дефицит мест дошкольных учреждений (очередь – свыше 1000 чел.).

Высокий уровень износа зданий и оборудования в муниципальной системе образования

Возможность получения среднего профессионального образования в филиале ШРКТЭ, высшего образования - в НШФ ЮФУ

Отсутствие возможности получения высшего образованияопределенного профиля, дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров

Ежегодный рост бюджетных расходов социальной направленности – на общее и дошкольное образование, культуру и кинематографию

Недостаточный уровень финансирования из местного бюджета здравоохранения, физической культуры и спорта, ЖКХ, дорожного хозяйства, охраны окружающей среды, социальной политики

Возможности

Угрозы

Повышение размера пенсий в рамках проекта федерального бюджета.

Реальный рост качества жизни населения, объема потребления социально значимых услуг.

Развитие государственно-частного партнёрства в социальной сфере.

Акцент на рост благоустройства города и повышение через это социального благополучия населения.

Обеспеченность учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием

Углубление социального неравенстваи социального расслоения.

Прекращение строительства жилья.

Рост числа безработных.

Опережающий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспортные перевозки по отношению к росту доходов населения, снижение платежеспособности граждан по оплате оказываемых услуг.

Увеличение зоны распространения социально значимых заболеваний и наркомании.

Отставание от городов-конкурентов по многим социальным позициям

Как показывают результаты анализа слабых сторон социальной инфраструктуры, в городе Новошахтинске сложилась неблагоприятная ситуация в системе здравоохранения, наблюдается относительно низкий уровень жизни населения, сложности в финансировании мероприятий по улучшению качества городской среды, слабость и неравная доступность социальных услуг, и пр.

По результатам SWOT-анализа рекомендуются мероприятия по повышению социального благополучия населения города:

  • повышение уровня удовлетворенности клиентов качеством социального обслуживания, укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты;

  • повышение доступности и качества социального обслуживания для одиноких граждан, проживающих на окраине города через службы универсальных социальных работников;

  • расширение практики применения информационных технологий по подготовке пожилых людей к пользованию компьютером и Интернетом;

  • расширение сети реабилитационных отделений для инвалидов;

  • содействие росту денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов; совершенствование механизмов социального партнерства, направленных на снижение уровня населения с низкими доходами;

  • продолжение работы по формированию системы здравоохранения, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг; модернизации объектов медицинской инфраструктуры, внедрению высоких медицинских технологий, увеличению их доступности путем расширения применения современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитию телемедицины и информационных технологий в медицине; повышению уровня информатизации системы здравоохранения (внедрение электронного документооборота, внедрение WEB-регистратур, электронного оформления рецептов и др.); бюджетирование, ориентированное на достижение конечных результатов в медицине;

  • достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения;

  • развитие территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе в удаленных городских регионах;

  • обеспечение достаточного уровня финансирования из местного бюджета системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, социальной политики;

  • обеспечение детей дошкольными общеобразовательными учреждениями; реконструкция старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям; обновление материально-технической базы действующих образовательных учреждений, их компьютеризация и интернетизация, создание современной мультимедийной информационной среды;

  • создание условий для непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

  • обеспечение улучшения качества жилищного фонда.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в ред. от 31.12.2016 г.).

2. Федеральный закон от 28.12.2017 № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии».

3. Областной закон от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области».

4. Постановление Администрации города от 17.03.2017 № 193 «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы г. Новошахтинска «Развитие муниципальной системы образования» за 2016 год».

5. Постановление Администрации города от 17.03.2017 № 218 «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы города Новошахтинска «Развитие здравоохранения» за 2016 год».

6. Постановление Администрации города от 15.10.2013. № 1312 «Об утверждении муниципальной программы города Новошахтинска «Социальная поддержка и социальное обслуживание жителей города» (в редакции постановлений от 24.09.2015 № 992).

7. Показатели муниципальных образований Ростовской области Электронный ресурс / Интернет-портал Росстата. – Режим доступа: http://www.gks.ru

8. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб. / Росстат- M., 2017 - 511 с.

9. Статистический сборник «Сравнительные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Ростовской области. 2015»: Стат. сб. / Ростовстат - Ростов-н/Д, 2016.

Просмотров работы: 67