ЗНАЧИМОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧИМОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, ставят перед обществом и в частности перед молодежью как наиболее динамичной ее частью новые задачи. Как правильно сориентировать себя в развивающемся обществе в условиях его трансформации и модернизации, как стать успешным человеком, выбрав профессию, не только востребованную, но и дающую возможность самореализации, самосовершенствования, становления не только как профессионала, но и как высокоразвитой личности?

То есть перед молодежью в нынешних условиях стоит сложная проблема профессионального самоопределения и становления, ставящая перед ней задачи грамотного распределения приоритетов по степени своей значимости, осмысления своих потребностей и возможностей их реализации с учетом социальных, экономических, региональных и других факторов прямо или опосредованно влияющих на сам процесс профессионального становления.

Предпосылкой любой деятельности, в том числе и профессиональной, является потребность, которую можно рассматривать как тяготение человека к тому, что для него особенно значимо. В то же время, говоря о готовности личности к совершению вышеуказанной деятельности, мы говорим и об установке в том числе.

Поэтому, рассматривая в данной статье значимость как основополагающий фактор в процессе профессионального становления личности, мы в первую очередь намерены рассмотреть на практике взаимосвязь и взаимозависимость понятий: установка- потребность – значимость в динамике для каждого возрастного периода, характеризующего категорию «молодежь»[2].

Для того, чтобы глубже понять, как влияет значимость мотивационных установок на профессиональное самоопределение молодежи мы провели исследование с помощью модальностной характеристики трудностей деятельности, разработанной В.Г.Асеевым. Данная методика включает в себя два списка, один из которых представляет собой перечень трудностей, характеризующих процесс профессионального самоопределения и профессионального становления. Он выглядит следующим образом.

1. Получить образование после окончания школы

2. Получить высшее образование

3. Найти высокооплачиваемую работу

4. Получить специальность, востребованную в обществе

5. Работать не по специальности

6. Работать на не любимой, но хорошо оплачиваемой работе

Второй список представляет собой характеристики вышеуказанных трудностей и выглядит следующим образом.

1.Это совершенно необходимо

2. Желательно, но нет особой возможности

3. Слишком трудно (невозможно)

4.Для меня это недопустимо

5. Нежелательно, но возможно [1]

В исследовании приняли участие молодые люди, проживающие в Гулькевичском районе. Все они были разбиты на три группы: подростки (14-16 лет), юноши (17-19 лет), молодые люди (20 лет и старше).

В результате исследования мы получили следующие результаты:

1. «Получить образование после окончания школы» - 100% опрошенных ответили, что «это совершенно необходимо». Причем под образованием здесь подразумевалось не только высшее образование, но и средне-специальное, всевозможные курсы и т.д.

2.«Получить высшее образование после окончания школы» - здесь наблюдается снижение необходимости в зависимости от возраста. «Это совершенно необходимо» ответили почти 100% подростков , 75% юношей и 65% молодых людей старше 20 лет.. В то же время 15% юношей и 20% молодых людей ответили, что это «Желательно, но нет особой необходимости» и 10 % юношей и 15% молодых людей ответили, что это «Практически невозможно, трудно», объясняя это финансовыми трудностями и недостатком знаний.

3.«Найти высокооплачиваемую работу» - практически все респонденты использовали два варианта ответа. Молодые люди в большинстве своем ответили, что «Это совершенно необходимо». Большая часть подростков и юношей отвечали, что «Это практически невозможно, трудно».

4.«Получить специальность, востребованную в обществе» - для подростков и юношей это оказалось незначимым, и ответы были соответственно: «Желательно, но нет особой необходимости», «Практически невозможно, трудно». Что касается молодых людей, то здесь большинство из них (около 70%) ответили, что «Это совершенно необходимо», тем самым показав свою большую социальную зрелость и осознание того, что, работая по специальности, востребованной в обществе, можно добиться больших успехов в своем развитии и профессиональном становлении и соответственно получать более высокую зарплату.

5. В пятом вопросе «Работать не по специальности» пришлось сделать некоторые уточнения по просьбе респондентов. При хороших условиях труда и высокой зарплате работа не по специальности, в принципе, устроила бы всех. Причем процент ответов «Нежелательно, но возможно» увеличился с увеличением возраста опрашиваемых.

6. Ответ на шестой вопрос «Работать на нелюбимой, но хорошо оплачиваемой работе» показал, что процент ответов «Нежелательно, но возможно» здесь резко уменьшился с увеличением возраста опрашиваемых и наоборот, процент ответов «Для меня это совершенно невозможно» соответственно увеличился.

Интерпретируя полученные результаты, можно увидеть, как меняется значимость той или иной установки в зависимости от возраста респондентов [2].

Установка на получение образования априори значима для всех респондентов.

Что касается ответов на второй вопрос, то здесь налицо изменение содержательных и динамических параметров значимости. Незначимым для ряда респондентов получение высшего образования становится потому, что получить его слишком трудно, невозможно либо из-за финансовых трудностей, либо из-за невысокого уровня базовых знаний. Для другой же категории респондентов это желательно, но не необходимо, они вполне могут обойтись без него, так как у них есть альтернатива (семейный бизнес, возможность передачи его по наследству родителями). Здесь значимость установки снижается с увеличением возраста опрашиваемых.

Ответы на третий вопрос вызвали некоторые затруднения с точки зрения их интерпретации: С одной стороны, говоря о совершенной необходимости получения высокооплачиваемой работы, мы подразумеваем ее высокую значимость для респондента, с другой стороны, указывая на трудность ее получения (или практическую невозможность), мы можем говорить о возможности смещения данной трудности из зоны значимости в зону незначимости.

При ответе на четвертый и пятый вопросы значимость возрастает с возрастом опрашиваемых.

Сравнив результаты исследования, проведенные в 2009 году с результатами исследования, полученными нами сейчас, было обнаружено, что полученные результаты не сильно разнятся. Таким образом, исследования, проведенные с помощью вышеуказанного опросника, позволяют сделать вывод о влиянии возрастных факторов на изменение значимости установок молодежи в процессе профессионального становления, причем это влияние было ранее и сохраняется и в наши дни.

В.Г.Асеев писал, что «в процессе формирования личности должна соблюдаться характерная для каждого периода ее развития и каждого типологического склада мера соотношения значимого и незначимого, в самых разнообразных его видах. Одни побуждения должны строиться по типу идеала. Другие – как обычные, повседневные, малозначимые…Удовлетворение одних побуждений должно занимать небольшую часть человеческого потенциала, реализация же других – значительную его часть…» [1]

Нахождение оптимального, адекватного соотношения значимого и незначимого, умелая его регламентация способствует грамотному управлению развивающейся личностью и помощью в ее формировании.

Литература

1. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 2005.- 136 с.

2. Ящук Н.Ю. Динамика изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2009.

Просмотров работы: 71