То есть перед молодежью в нынешних условиях стоит сложная проблема профессионального самоопределения и становления, ставящая перед ней задачи грамотного распределения приоритетов по степени своей значимости, осмысления своих потребностей и возможностей их реализации с учетом социальных, экономических, региональных и других факторов прямо или опосредованно влияющих на сам процесс профессионального становления.
Предпосылкой любой деятельности, в том числе и профессиональной, является потребность, которую можно рассматривать как тяготение человека к тому, что для него особенно значимо. В то же время, говоря о готовности личности к совершению вышеуказанной деятельности, мы говорим и об установке в том числе.
Поэтому, рассматривая в данной статье значимость как основополагающий фактор в процессе профессионального становления личности, мы в первую очередь намерены рассмотреть на практике взаимосвязь и взаимозависимость понятий: установка- потребность – значимость в динамике для каждого возрастного периода, характеризующего категорию «молодежь»[2].
Для того, чтобы глубже понять, как влияет значимость мотивационных установок на профессиональное самоопределение молодежи мы провели исследование с помощью модальностной характеристики трудностей деятельности, разработанной В.Г.Асеевым. Данная методика включает в себя два списка, один из которых представляет собой перечень трудностей, характеризующих процесс профессионального самоопределения и профессионального становления. Он выглядит следующим образом.
1. Получить образование после окончания школы
2. Получить высшее образование
3. Найти высокооплачиваемую работу
4. Получить специальность, востребованную в обществе
5. Работать не по специальности
6. Работать на не любимой, но хорошо оплачиваемой работе
Второй список представляет собой характеристики вышеуказанных трудностей и выглядит следующим образом.
1.Это совершенно необходимо
2. Желательно, но нет особой возможности
3. Слишком трудно (невозможно)
4.Для меня это недопустимо
5. Нежелательно, но возможно [1]
В исследовании приняли участие молодые люди, проживающие в Гулькевичском районе. Все они были разбиты на три группы: подростки (14-16 лет), юноши (17-19 лет), молодые люди (20 лет и старше).
В результате исследования мы получили следующие результаты:
1. «Получить образование после окончания школы» - 100% опрошенных ответили, что «это совершенно необходимо». Причем под образованием здесь подразумевалось не только высшее образование, но и средне-специальное, всевозможные курсы и т.д.
2.«Получить высшее образование после окончания школы» - здесь наблюдается снижение необходимости в зависимости от возраста. «Это совершенно необходимо» ответили почти 100% подростков , 75% юношей и 65% молодых людей старше 20 лет.. В то же время 15% юношей и 20% молодых людей ответили, что это «Желательно, но нет особой необходимости» и 10 % юношей и 15% молодых людей ответили, что это «Практически невозможно, трудно», объясняя это финансовыми трудностями и недостатком знаний.
3.«Найти высокооплачиваемую работу» - практически все респонденты использовали два варианта ответа. Молодые люди в большинстве своем ответили, что «Это совершенно необходимо». Большая часть подростков и юношей отвечали, что «Это практически невозможно, трудно».
4.«Получить специальность, востребованную в обществе» - для подростков и юношей это оказалось незначимым, и ответы были соответственно: «Желательно, но нет особой необходимости», «Практически невозможно, трудно». Что касается молодых людей, то здесь большинство из них (около 70%) ответили, что «Это совершенно необходимо», тем самым показав свою большую социальную зрелость и осознание того, что, работая по специальности, востребованной в обществе, можно добиться больших успехов в своем развитии и профессиональном становлении и соответственно получать более высокую зарплату.
5. В пятом вопросе «Работать не по специальности» пришлось сделать некоторые уточнения по просьбе респондентов. При хороших условиях труда и высокой зарплате работа не по специальности, в принципе, устроила бы всех. Причем процент ответов «Нежелательно, но возможно» увеличился с увеличением возраста опрашиваемых.
6. Ответ на шестой вопрос «Работать на нелюбимой, но хорошо оплачиваемой работе» показал, что процент ответов «Нежелательно, но возможно» здесь резко уменьшился с увеличением возраста опрашиваемых и наоборот, процент ответов «Для меня это совершенно невозможно» соответственно увеличился.
Интерпретируя полученные результаты, можно увидеть, как меняется значимость той или иной установки в зависимости от возраста респондентов [2].
Установка на получение образования априори значима для всех респондентов.
Что касается ответов на второй вопрос, то здесь налицо изменение содержательных и динамических параметров значимости. Незначимым для ряда респондентов получение высшего образования становится потому, что получить его слишком трудно, невозможно либо из-за финансовых трудностей, либо из-за невысокого уровня базовых знаний. Для другой же категории респондентов это желательно, но не необходимо, они вполне могут обойтись без него, так как у них есть альтернатива (семейный бизнес, возможность передачи его по наследству родителями). Здесь значимость установки снижается с увеличением возраста опрашиваемых.
Ответы на третий вопрос вызвали некоторые затруднения с точки зрения их интерпретации: С одной стороны, говоря о совершенной необходимости получения высокооплачиваемой работы, мы подразумеваем ее высокую значимость для респондента, с другой стороны, указывая на трудность ее получения (или практическую невозможность), мы можем говорить о возможности смещения данной трудности из зоны значимости в зону незначимости.
При ответе на четвертый и пятый вопросы значимость возрастает с возрастом опрашиваемых.
Сравнив результаты исследования, проведенные в 2009 году с результатами исследования, полученными нами сейчас, было обнаружено, что полученные результаты не сильно разнятся. Таким образом, исследования, проведенные с помощью вышеуказанного опросника, позволяют сделать вывод о влиянии возрастных факторов на изменение значимости установок молодежи в процессе профессионального становления, причем это влияние было ранее и сохраняется и в наши дни.
В.Г.Асеев писал, что «в процессе формирования личности должна соблюдаться характерная для каждого периода ее развития и каждого типологического склада мера соотношения значимого и незначимого, в самых разнообразных его видах. Одни побуждения должны строиться по типу идеала. Другие – как обычные, повседневные, малозначимые…Удовлетворение одних побуждений должно занимать небольшую часть человеческого потенциала, реализация же других – значительную его часть…» [1]
Нахождение оптимального, адекватного соотношения значимого и незначимого, умелая его регламентация способствует грамотному управлению развивающейся личностью и помощью в ее формировании.
Литература
1. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 2005.- 136 с.
2. Ящук Н.Ю. Динамика изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2009.