Педагогическая инноватика стала сегодня неотъемлемой сферой общественного развития- это новая область науки, которая изучает новые технологии и новую практику образования. Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения студентов.
В середине прошлого века в Европейских странах были созданы центры по изучению педагогических инноваций, стали выпускаться специальные журналы, посвященные новшествам в сфере образования. В России эти процессы назывались реформами образования, распространением педагогического опыта и т.п. Появляясь в определенные моменты времени, по-новому решая стандартные задачи, новшество может стать как нормой, принятой в массовой практике, так и отжить, и устареть в более позднее время. Большинство современных инноваций имеют аналоги в прошлом.
Таким образом, инновационный процесс- это целенаправленный процесс по созданию, освоению и применению современных педагогических теорий, методик и технологий. В его основе находятся две группы факторов: объективные факторы- это комплекс условий, обеспечивающих развитие инновационной деятельности; субъективные факторы- это педагоги и их готовность осуществлять инновационную деятельность [2].
Проводя классификацию инноваций, можно обозначить определенные критерии, на основании которых она будет проводиться. Так, в зависимости от области, в которой проводятся инновации, можно выделить инновации в содержании образования, в технологии, в организации и в системе управления. По способу осуществления инновации можно разделить на систематические (плановые) и стихийные (спонтанные, случайные). По глубине новаторских мероприятий можно выделить массовые (глобальные, фундаментальные) и частичные.
Таким образом, инновационные процессы являются достаточно сложными и многогранными, содержат много направлений, которые не поддаются непосредственному измерению. При разработке таких процессов можно использовать различные модели (организационные, технические, нормативно- правовые), каждую из моделей можно изучать как самостоятельный проект, требующий адекватной экспертной оценки. Целью проведения экспертизы является определение возможных направлений движения данной инновации, форм ее существования и воздействия в региональной ситуации.
Принимая во внимание опыт исследований по педагогике, можно выделить общие и частные критерии оценки инноваций.
К общим можно отнести следующие критерии: новизна (создание абсолютно нового неизвестного до настоящего времени продукта или совершенствование существующей образовательной ситуации); системность (определение, характера проекта в рамках отдельного урока его рассмотрение как нового содержания образования); результативность (формулировка того, что произойдет в образовательной практике с введением данного инновационного проекта); возможность применения в массовом опыте.
В состав специальных, на наш взгляд, можно включить такие критерии как: полнота структуры инноваций (наличие целей, формулировка задач, разработка содержательной и организационной модели и плана реализации); реалистичность (соответствие целей и задач инновационного процесса реальной ситуации); реализуемость (вовлеченность других субъектов и согласованность их действий с автором инноваций).
Причин нереализованности педагогических инноваций, на наш взгляд, две:1) инновация не проходит профессиональной экспертизы и апробации; 2) внедрение новшеств не продумано ни в организационном, ни в техническом, ни в личностном отношении [3]. Имея полное представление о структуре, содержании и параметрах педагогических инноваций, можно объективно оценивать и прогнозировать их внедрение.
Приведем некоторые трактовки понятия эффективности управления инновационными процессами, которые при оценке инноваций могут быть полезными.
Это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, которые были связаны с их достижением. При этом можно оценить влияние затрат и на другие факторы.
Это фактически достигнутые и намеченные результаты (соотношение расчетной эффективности и реально достигнутой).
Не менее важными проблемами являются выбор предметов, субъектов, оценивающих эффективность инноваций, методы и методики их оценки.
Существует несколько методов оценки эффективности инновационных процессов, среди которых наиболее популярными являются методы «задачи-результаты» и «задачи-результаты-затраты».
Суть первого метода заключается в том, что достигнутые результаты служат измерителями степени достижения решаемых вузом задач. Отличие второго метода состоит в том, что: во-первых, требуются ресурсные измерения задач, выполняемых данным вузом; во-вторых, необходимы ресурсные измерения (в стоимостном, натурально-вещественном или смешанном виде) фактически достигнутых результатов. Наибольшее распространение имеют количественные измерители задач и результатов - категории и численность обслуживаемых, виды предоставляемых образовательных услуг, их число за определенный период времени, стоимостное измерение предоставленных услуг и др.
Существуют и другие методы оценки эффективности, такие как «параметрический», «факторы эффективности», «выявление степени удовлетворения потребностей клиентов» и социологические-анкеты беседы, интервью. Таким образом, выбор способа оценки эффективного управления инновационными процессами является приоритетным условием модернизации вуза.
Литература
Дегтярева Е.А. Теоретические основы проблемы подготовки преподавателя вуза к инновационной педагогической деятельности // Наука и мир: Международный научный журнал. - Волгоград: Издательство «Научное обозрение». - № 1 (5), 2014 . - С. 283-286.
http://gisap.eu/ru/node/12352
Дегтярева Е.А. Личностные и профессиональные характеристики современного преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. Санкт-Петербург. - №9(30). 2013. - С. 10-13.