ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек – личность, а каждая личность - это целый огромный индивидуальный мир, со своим мировоззрением и особенностями. Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. Задача педагога состоит в том, чтобы увидеть в каждом ребенке личность и постараться подойти к ней индивидуально.

Индивидуальный подход является главным принципом в педагогике, который носит творческий характер.

Воспитание всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей.

К индивидуально-психологическим особенностям относят темперамент, характер и особенности эмоциональной мыслительной личности. Сочетание всех компонентов индивидуальности всегда настолько своеобразны, что каждая личность по-своему уникальна и неповторима.

Индивидуальный подход к личности важен и нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход от педагога требует большого терпения, опыта и умения [2].

Великий учитель и педагог В.А.Сухомлинский посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках, и каждая страница была посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского был совершенно особым, уникальным миром.

В настоящее время перед нашим обществом стоит цель воспитать новое поколение, которое будет образовано, активно, свободно и творчески развито во всех сферах жизни. Процесс всестороннего развития личности долгий и включает в себя целую систему воспитания и обучения [3].

Процесс воспитания и индивидуальный подход требует выбора и таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям и состоянию личности.

В ходе работы следует выявить следующие задачи:

  • выявление сущности личности;

  • изучение проявления различных сторон личности, особенностей протекания психических процессов, особенностей психического состояния, психологических свойств личности.

  • познание законов формирования личности.

  • определение воспитания как воздействия на человека, развитие целостной личности через понимание воспитания как взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей.

Воспитание помогает человеку освоиться в социуме, выработать умения решать жизненные проблемы, делать выбор, исходя из принципов нравственности и морали.

Можно сказать, что воспитание - это поиск личностью самостоятельного или с помощью наставника способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Ответы на эти вопросы помогают личности осознать и отнести себя к той или иной ячейке общества. Именно тогда целью воспитания в ее широком понимании будет ориентир на формирование у личности обдуманного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

Народный учитель Галина Данилова в статье «Всех начал начало» пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных».

Для формирования личности основополагающими аспектами являются физические, нравственные, трудовые, умственные, аскетические аспекты воспитания, а так же духовное развитие человека [1].

В процессе воспитания личности много внимания необходимо уделять развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

Процесс формирования личности начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом периоде, являющемся одним из сложнейших этапов жизни человека. В старшем же возрасте этот процесс представляет скорее самопознание мира.

Л.С. Выготский говорил: «Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому - значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены?»

Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.

В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем в конечном счете участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая его с миром.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки и ценности новому поколению. В настоящее время же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей [4].

Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания.

Таким образом, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и "уравнительности" в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Артель, 2014. - 243с.

  2. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. – Казань. 2015. - 319с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Проспект. 2015. - 289с

  4. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Чайка. 2016. - 417с.

Просмотров работы: 57