ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование в современном обществе является одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, и в последние годы его социальная роль заметно повысилась, т.к. от направленности и эффективности образования во многом зависят перспективы развития человечества [1].

Образование согласно законодательству Российской Федерации – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также это совокупность приобретаемых знаний, умений навыков, целостных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовного, нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Вот что такое образование.

Данное определение показывает многофункциональность института образования. А при множестве функций и проблем у высшего профессионального образования множество. Основные из них: вузы готовят кадры по устаревшим специальностям; коммерциализация высшего образования ставит преграды для способных, но малообеспеченных молодых людей; устаревшая материально-техническая база не соответствует информационным технологиям; у молодых людей произошла замена ценности образования ценностью наличия диплома о высшем образовании; снизился интеллектуальный потенциал молодежи, не наблюдается у студентов установки на труд, научную деятельность, общественно-политическую активность. Следует отметить, что проблемы российского высшего образования усиливает курс федерального правительства на двухуровневую подготовку, известную как Болонский процесс.

Авторы статьи «Подготовка прокурорских работников и следователей – проблемы и перспективы» И.И. Зайцева и О.А. Кожевников отмечают, что в связи с переходом на двухуровневую организацию подготовки специалистов под угрозу поставлена подготовка прокурорских работников, а также следователей Следственного комитета РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров исключил из обязательного компонента учебную дисциплину «Прокурорский надзор». Федеральный закон о прокуратуре и иные акты не предусматривают должностей, требующих квалификацию «бакалавр», а возможности вузов по подготовке магистров, специализирующихся в области прокурорского надзора достаточно ограничены [2].

Авторы множества научных статей утверждают, что реформирование российского образования не дало положительных сдвигов и результатов. Трудно не согласиться с мнением В.Ю. Туранина о том, что при становлении новой системы высшего образования на первом месте, к сожалению, оказался не образовательный процесс, а образовательные услуги[3].

Как отмечалось ранее, одна из проблем в образовании – вузы готовят студентов по устаревшим профессиям. Может сложится мнение, что ответственность в этом вопросе ложится на вузы. С этим мнением согласиться нельзя. По нашему мнению, должен формироваться заказ на специалистов со средним и высшим образованием. Возникает вопрос, кто должен формировать этот заказ? Полагаем, что это должен делать единый заказчик, объединяющий представителей государства, бизнеса, общественности, представителей высшей школы.

Считаем, что одним из решений повышения конкурентоспособности российского высшего образования является объединение учебно-исследовательской работы студентов с заказами промышленных предприятий. Возможно, эту проблему можно решить, если готовить специалистов для конкретных фирм, привлекая эти фирмы к финансированию высшей школы через образовательные фонды и кредиты. Также, по нашему мнению, организация интенсивного обмена студентами, аспирантами, преподавателями с ведущими западными университетами – эффективная мера для решения проблемы конкурентоспособности российского высшего образования.

Конечно, российское образование испытывает трудности, связанные с противоречиями между производителями и потребителями образовательных услуг. Надо признать, что выпускники высших и средних учебных заведений недостаточно обучены способам применения теоретических знаний на практике, им не хватает знаний по организации производства, не хватает навыков общения с членами коллектива, они не умеют руководить людьми.

Высшее образование должно отвечать запросам работодателей и рынку труда, даже опережать рынок труда, то есть готовить специалистов для «завтрашнего дня». Будущих специалистов высшее образование должно научить решать любые научно-технические, управленческие и социально-экономические задачи, Для этого высшее образование должно базироваться на современных научных достижениях, оно должно быть гибким, способным быстро перестраивать направление и содержание учебного материала. При таких условиях проводимая реформа системы высшего образования в России сможет достичь высокой конкурентоспособности российского высшего образования.

Литература

  1. Куренная А.Ф. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России и современном мире / Изв. Сарат.ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.2, вып.1(5) с. 115-117.

  2. Зайцева И.И., Кожевников О.А. Подготовка прокурорских работников и следователей – проблемы и перспективы // Право и образование. М., 2011, № 2. –С. 51-52.

  3. Туранин В.Ю. Новые подходы в российском высшем образовании: взгляд юриста // Право и образование, № 2, 2011. – С. 51-52.

Просмотров работы: 49