По мнению многих авторов, моделирование представляет собой одну из ключевых категорий современной теории познания и исследовательской практики. Моделирование – это целостная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность приемов, логических операций познания и практических действий (экспериментирование, интерпретация, верификация), выполняемых для построения и исследования модели -объекта с целью изучения самого объекта. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций [1].
Педагогическое моделирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Его смысл заключается в поиске и анализе проблем педагогики, в разработке стратегий проектирования, в определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта [2].
Аналогично математическому моделированию, педагогическое проектирование включает в себя следующие этапы:
1) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;
2) постановка задач моделирования;
3) конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;
4) исследование валидности модели в решении поставленных задач;
5) применение модели в педагогическом эксперименте;
6) содержательная интерпретация результатов моделирования.
Педагогические подходы — это научно обоснованный выбор характера воздействия, в процессе моделируемого преподавателем общения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Основными методологическими подходами при этом являются: системный, личностный, деятельностный и полусубъектный (диалогический) [3].
Приведем пример педагогического моделирования. Известно, что процесс забывания усвоенных знаний можно изобразить в виде графика гиперболической функции (кривая забывания построена известным немецким психологом Эббингауза в 1885 году). Для любого момента времени преподаватель может оценить ту долю информации, которой владеет ученик. На основе графика (модели) можно воспроизвести процесс забывания знаний или просто информации. Так, уже через полчаса в памяти человека остается лишь половина того, что она запомнила в начале усвоения.
Другим примером может послужить уровень овладения мастерством при усвоении определенного материала, в зависимости от времени. Смысл данного примера состоит в том, что в определенный момент ученик достигает, казалось бы, границы своего мастерства, но, если приблизительно в середине процесса этого же обучения приостановить начальную стратегию и использовать другую, то на момент окончания уже другой стратегии обучения, мастерство ученика окажется намного выше, чем результат начального метода обучения.
Таким образом, моделирование позволяет сделать процесс обучения более интересным и доступным для учеников, а также позволяет выявить негативные факторы обучения и достичь максимального результата.
Литература
Дегтярева Е.А. Моделирование процесса освоения и применения инноваций в педагогической деятельности Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности // Материалы международной научно-практической конференции: в 4 ч. - Ч. 4 (г. Новосибирск-Тихорецк-Саратов, 28 декабря 2015 г.), "Академия управления", г. Саратов, 2016. - С. 51-52.
http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.
Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. – 2010. – №6. – С. 308-310.