ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной ценностью современного общества является человек, способный к освоению новых знаний, поиску и принятию нестандартных решений. Таких людей общество получает с помощью образовательной системы высшего профессионального образования.

В настоящее время высшее профессиональное образование представляет собой разветвленную сеть образовательных, исследовательских, просветительных учреждений. Образование и система высшего профессионального образования постоянно трансформируется и изменяется. И это главным образом связано с экономическим развитием общества, с адаптацией системы высшего профессионального образования к рыночным отношениям, с рассмотрением профессионального образования как сферы услуг и товаров.

Когда образовательный процесс не соответствует темпам развития общества, появляется задача подготовки людей к жизни в быстро изменяющихся условиях. А это возможно, если система высшего профессионального образования способна легко перестраивать направление и содержание материала, работая на опережение.

Изменения в системе высшего профессионального образования неизбежны, поскольку они определяются не только развитием общества, но также возникновением глобальных проблем в мире, требующих сотрудничества для их решения, расширением межкультурного взаимодействия, формированием современного мышления у молодых людей. Кроме того, следует учесть непрерывное развитие экономики, конкуренцию, снижение потребности в неквалифицированном или малоквалифицированном труде, глубокие изменения в сфере занятости, которые определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности [1].

Существенные изменения в системе профессионального образования решаются в рамках образовательных реформ. Однако в последние годы возникают такие проблемы, которые уже невозможно решить в процессе реформы. Поэтому в научной литературе все с большей уверенностью констатируют наличие всемирного кризиса образования, заключающегося в подготовке узких специалистов по принципу разделения труда, при этом, оставлено без внимания целостное развитие человека. Кризис образовательного процесса в нашей стране дополнительно отягощён процессом модернизации системы российского образования.

Появилось множество учебных заведений, где активно распространяется практика использования современных информационно-коммуникативных технологий в обучении. Личный контакт студента с преподавателем сводится к минимуму. У такого студента не будет фундаментальных знаний, он не получит духовного и эстетического развития. В отсутствии общения, диалога с преподавателем, когда «не так важно – что читают, как важно – кто читает», невозможно достичь определенного профессионально-личностного уровня развития студента [2].

Печально, что образование из духовной сферы превратилось в «сферу услуг». Однако от действительности не уйти: в России образовательный процесс строится по принципу «образование для рынка».

Надо отметить стабилизирующую роль образования в решении проблемы устойчивого развития общества в условиях глобальных изменений и противоречий современного мира. Но, при этом, нельзя отрицать, что образование, его состояние зависят от социально-политического и государственного строя страны.

На институт образования возложено множество функций. Однако, как показывает практика, не со всеми функциями он успешно справляется. В связи с чем, функциональная модель института образования приводит к накоплению противоречий. Например, противоречие между целями развития общества и соображениями престижа, структурой доходов приводит к тому, что при выборе профессий не все получают то образование, которое отвечает личным интересам и одновременно интересам национального развития.

Образование, являясь стержневой основой и фундаментальным показателем становления и развития человечества, выполняет функцию социума, которая обеспечивает его воспроизводство и развитие систем деятельности в постоянно меняющихся социальных отношениях.

Социальные функции образования, будучи взаимосвязанными, одновременно обладают противоположно направленными интегрирующими и дифференцирующими свойствами, оказывающими непосредственное влияние на расслоение общества, например, образованных и неграмотных, обеспеченных благодаря полученному образованию и необеспеченных людей, имеющих низкую заработную плату за неквалифицированную работу.

Образование объективно способствует повышению социального статуса, но в то же время довольно значительная часть населения с высоким уровнем образования в условиях рыночных отношений и конкуренции вынуждена его понижать [3].

Как видим, продолжающаяся перестройка системы образования касается не только института образования, но уже затрагивает фундаментальные основания развития общества.

Литература

1. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы. Владивосток, 2006. 380 с.

2. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: курс лекций. М., 2003. 768 с.

3. Миронов В.В. Модернизационные процессы в управлении образованием // Вестн. Рос. философ.о-ва. 2008.№ 2. С. 51-59.

Просмотров работы: 974