ОБРАЗ НИКОЛАЯ II В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. СЕРОВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗ НИКОЛАЯ II В ТВОРЧЕСТВЕ В. А. СЕРОВА

Бородулина А.Д. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Живописные портреты людей, как правило, статичны и отражают определённый миг жизни и настроения портретируемого человека. Но бывают портреты «говорящие», способные рассказать о человеке почти всё. Мастером таких портретов был замечательный русский художник Валентин Серов.

В 1896 году Серова удостоили высочайшей чести: он был приглашен на коронацию императора Николая II в Успенский собор. Таинство миропомазание художник изобразил как красочное, зрелищное празднество. Этот эскиз Валентин Серов выполнил по официальному заказу. Парадоксально, что именно этот художник, крайне независимый в своем творчестве, являлся около десяти лет «придворным портретистом» последних русских императоров – каждого из них он сумел увидеть проницательным взглядом, не замутненным льстивым угодничеством.

Между российским Домом Романовых и правящей династией Британии были тесные отношения. Свой первый после Коронации зарубежный визит Император Николай Второй совершил в 1896 году в Великобританию. Незадолго до этого в Петербурге депутация от одного из лучших полков Британской армии от имени королевы Виктории поднесла Николаю II звание Почетного шефа полка. А в 1902 году Николай заказал свой портрет в мундире полковника Шотландских Серых Драгун лучшему портретисту того времени Валентину Серову и подарил его своему полку. Дар Императора поместили в штабе Эдинбургского замка, где он до сих пор занимает самое почетное место.

С этим портретом связана своя история. Николай II решил подарить его своему подшефному полку и заказал работу известному портретисту Серову.Картину Серов рисовал параллельно с портретом Александра III в датском мундире. Выполняя заказ, Серов предложил царю написать его в тужурке, для подарка императрице, - повод для художника снять всякий официальный флер. Царь согласился. Он приходил в тужурке и, вместо того чтобы переодеться в форму шотландского полка, садился за стол в тужурке, важно было только, чтобы царица их не застала за новой затеей. Однажды неожиданно приехавшая Александра Федоровна все-таки застала мужа в тужурке, но ей дали соответствующее объяснение: «этот маленький портрет делается в помощь тому» (из письма Серова жене), шотландскому. Александра Федоровна похвалила "шотландский" портрет, который самому Серову не нравился.

В 1900 году художник создает портрет Николая II, который император заказал художнику в качестве подарка своей жене, императрице Александре Федоровне, и который, по словам современников, явился лучшим прижизненным портретом императора.

Писать портрет властителя державы Серов, конечно же, не хотел, но и отказать самому императору, разумеется, не мог. Портрет долго не получался. Более всего живописцу досаждала императрица, которая постоянно вмешивалась в творческий процесс со своими советами. В итоге, Серов не выдержал и отдал кисть с палитрой ей в руки, предложив самой закончить портрет, раз уж она так хорошо разбирается в живописи. Николай, извинился перед художником за бестактность супруги. Но портрет по-прежнему ускользал от острого глаза мастера, передаваемый им образ императора разваливался. Серов был крайне недоволен собой, он не мог закончить неудавшуюся картину, это слишком сильно уязвило бы его самолюбие лучшего портретиста России. В конце концов, художнику пришлось признаться государю, что он не может продолжать, так как портрет не удается. Император Николаи II, облаченный в невзрачную куртку офицера Преображенского полка, смирившись с ситуацией, присел за стол, сложил руки перед собой и с неподдельной грустью посмотрел на портретиста. Именно этот взгляд, раскрывающий внутреннюю суть личности императора, прекрасно характеризующий его деликатность и уязвимость, и был нужен Серову.

Портрет написан очень просто, широкими мазками, почти эскизно. Но необыкновенная стройность и простота композиции делают его завершенным. Перед нами предстает не правитель огромной страны, а простой человек со своими заботами, переживаниями и привязанностями.

Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия.

Работа выполнена в очень свежей, хотя и очень сдержанной гамме. Расставлены акценты - красный небольшой кусок, который оттеняет на воротнике, и белая манжета. Но главное, конечно, здесь лицо. Лицо написано исключительно. Во-первых, здесь мазок ложится по форме лица так, что, помимо абсолютного портретного сходства, здесь есть такое ощущение быстро и совершенно сделанной формы, вылепленной очень легко. Немножко затенено лицо – и глаза, о которых писал один родственник Николая, удивительные по форме. Они здесь расширены, взгляд очень глубок. Глубок, действительно доверителен и серьезен.

Через много лет Константин Коровин так отзовется о полотне: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...».

Список используемой литературы:

  1. Копшицер М.И «Валентин Серов». Издательство «Искусство». М. -1972

  2. Сарабьянов Д.В «Валентин Серов». Издательство «Знание». М.,-1961

  3. Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)

  4. Орлова Е. «Валентин Серов». Издательство «Рипол классик». М. -2018

  5. Портрет императора Николая Второго. Электронный ресурс: http://www.ic-xc-nika.ru/ikons/portret/tzar_nikolai_ii/017.html

Просмотров работы: 107