СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ДВУЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ДВУЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ

Шахбанова З.Ш. 1, Маллаев Д.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой один из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем. Раскрытие механизмов социальной адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения.

Под социальной адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда – воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Адаптация во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

И.А. Карпюк и М.Б. Чернова определяют понятие «социальная среда». Социальная среда – объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности [3, С. 19].

Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) – непосредственное социальное окружение. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективному и внешне-объективному. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) – микросреда с положительной направленностью, (С-) – микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) – личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) – личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками [1, С. 43].

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под успешной социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения положительной личности и позитивной социальной среды. Приспособление субъекта к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией».

В современных социальных условиях России, позитивная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью [5, С. 79].

Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды [2, С. 10].

Социальная среда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации – универсальный и индивидуальный принцип, метод социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели и способы их достижения [4, С. 55].

Сегодня, разобраться в сущности социальной адаптации, увидеть ее уникальность среди других способов существования человека довольно сложно. Трудности возникают, прежде всего, в связи с отсутствием общих ориентиров для описания и объяснения адаптационных процессов. В свою очередь, разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения оптимальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль соответствующих служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. – СПб., 2012. – 305 с.

  2. Гулина, М. А Психология социальной работы / М. А Гулина, О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др. – СПб.: Питер, 2010. – 382 с.

  3. Карпюк, И. А. Воспитательная система школы: Пособие для рук. и педагогов общеобразоват. шк. / И. А. Карпюк, М. Б. Чернова. – Мн.: Университетское, 2005. – 167 с.

  4. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев – М.: Мысль, 2003. – 341 с.

  5. Хохлова, А. П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности / А. П. Хохлова – Ульяновск, 2007. – 368 с.

Просмотров работы: 236