ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Габышева Н.Е. 1
1СВФУ педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальностьисследования. Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности[5, с 11].

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт).

Так В. Лоунфельд (США) и называют изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева)..

В федеральном государственном стандарте дошкольного образовния подчеркивается важность развития интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность служит средством расширения, закрепления и осмысления представлений детей об окружающем мире, влияет на воспитание чувств и формирование понятий.

Цель исследования: выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях самостоятельной изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;

  2. осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;

  3. выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

  4. разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Исследования по данной проблеме проводились в МБДОУ детский сад №85 «Золотой ключик» в городе Якутске.

С целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено по методике Торренса «тест закорючка» , «дорисовывание» и «не законченный рисунок»

Таблица 2.2.

Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности до эксперимента.

Группа

Количество

Уровни сформированности творческой деятельности.

   
   

высокий

средний

Низкий

Экспериментальная

10

10 %

40 %

50 %

контрольная

10

10 %

30 %

60 %

Таким образом, уровень проявления творческих способностей старшими дошкольниками в различных видах деятельности характеризуется сформированностью мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов в творческой деятельности. В исследовании выделены показатели творческой деятельности старших дошкольников: 1) понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствования получаемых в детском саду знаний, умений и навыков; 2) любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры; 3) потребность к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера; 4) проявление тяготения к определенному виду деятельности, к занятиям по интересам; 5) проявление высокой умственной активности, догадливости, сообразительности в процессе открытия новых знаний, способов действий, извлечения информации; 6) проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, внесение новых приемов и путей в процесс фиксирования результатов наблюдения предметов, явлений, осуществление самоконтроля.

Список использованной литературы

1.Дрозина В. В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации. - Челябинск: ЧПГУ, 2012.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб. – СПб.: Детство-пресс, 2014.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990.

4. Торренс, Е.П. Диагностика креативности: теория и тесты / Е.П. Торренс. - СПб.: Речь, 2012. - (Сер. «Детский психолог»).

Просмотров работы: 137