ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК У ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК У ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Бажукова О.А. 1, Азизова Д.П. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Включение с ограниченными возможностями здоровья детей в процесс образования массовых школ является общемировой тенденцией. В настоящее время основная образовательная политика в нашей стране, в свою очередь направлен, на создание наилучших условий, для того что бы включить в общеобразовательные массовые школы детей с ограниченными возможностями здоровья, и развить инклюзивное образование. Развитие идеи инклюзивного образования происходит в России очень осторожно [3].

В России инклюзивное образование рассматривается, в концепции интегрированного обучения людей с особыми образовательными потребностями.

В психолого-педагогических университетах в России ведутся научные исследования прикладных области практики, инклюзивного образования. Новый подходы в образование, развитие его в нашей стране осуществляется очень осторожно. Важным фактором, который обеспечивает успешность инклюзивного образования, являются взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детей здоровых, доказано психологами и педагогами. [1]

Взаимоотношения детей в процессе игры, влияет на развитие не только игровых, но и нравственных взаимоотношений, что является необходимым условием инклюзивного образования.

На современном обучения этапе развития уроку системы специального (коррекционного) и инклюзивного образования транс исследователи О.А. Бажукова, В.В. Давыдов, БажуковаВ.И. Лубовский, Д.М. Маллаев, ребятам Н.Н. Малофеев, А.Я. Миндель, П.О. Омарова, А.С. Пугачев, И.П. Смирнова, О.А. Степанова века О.А. и др. рассматривают в общей концепции инклюзивногно образования создание, условий специальных, психологических, педагогических, для детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение психологических механизмов взаимодействия здоровых детей, и восприятие ими сверстников с ограниченными возможностями здоровья [3]

Для формирования нравственных установок у младших школьников в инклюзивной образовательной среде, нами был взят за основу социально-психологический тренинг (СПТ).

В тренинге как методе работы психолог призван не только решить существующие проблемы у участников, но и оказывает профилактическое воздействие за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы» [4].

Все занятия проводились во второй половине дня. Предлагаемый нами курс групповой работы предполагал 7 тем занятий по 1 занятию в неделю по 30-40 мин. Эксперимент был проведен с младшими школьниками обучающихся по принципу инклюзивного образования.

На занятиях создавалась игровая обстановка, помогающая собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Целью предлагаемого нами СПТ является развитие нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании, развитие чувства психологической защищенности, умение получать радость от общения, доверия к миру, развитие чувства толерантности, развить способности выражать свои чувства.

Задачи тренинга:

  • обучать умению слышать и слушать другого,

  • развитие чувства толерантности, нравственного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья,

  • развить способность делиться своими переживаниями и чувствами,

  • побуждать к осмыслению своих и чужих поступков,

  • развитие эмоциональной сферы ребенка,

  • воспитывать желание умение сотрудничать и уважать и учитывать интересы других,

  • умение находить выход из конфликтной ситуации решения возникших проблем.

Стратегии и методы достижения цели:

  • Использование методологических приемов: беседа, направленная на знакомство с различными средствами понимание.

  • Словесные релаксационные подвижные упражнения проигрывание психогимнастические упражнения рисованием.

  • Расширение проявление открытых эмоций и различных чувств приемлемыми социальными способами физическими, словесными и творческими.

  • Инсценировка и анализ различных психологических игр. Игровые упражнения позволяющие участникам привыкнуть к друг другу, адаптироваться в новой среде.

В процессе наблюдения мы заметили, что дети стали проявлять искренний интерес к эмоциональным состояниям друг друга, лучше чувствовать переживания другого человека, стали более отзывчивыми, терпимыми. Дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя более комфортно, также как и другие дети стремились к общению, дружбе, взаимопомощи и поддержке тех, кто нуждался в поддержке.

Значительное снижение аффективных проявлений эмоций и чувств детей объясняется, на наш взгляд, целенаправленным созданием ситуаций успеха в различных видах деятельности (игровой, трудовой, социально-значимой), общении и творчестве, а также организацией учебно-воспитательного процесса с позиций личностно-ориентированного подхода, доверительного стиля общения учителя с детьми в группе. Отношения в детском коллективе стали более доверительными и доброжелательными, сверстники с ограниченными возможностями здоровья приобрели друзей, стали проявлять заботу о других детях.

Данный тренинг был построен на личностно-ориентированной модели ребенка и учит детей, прежде всего к познанию себя и пониманию других. В ходе работы с детьми в процессе тренинга для детей создавались специальные условия, в которых дети проявляли свои умения и способности и чувства.

В процессе проведения тренинга удалось развить нравственные качества у младших школьников, также развить у них принятия окружающих людей, толерантности и сострадания к другим детям, способности негативно относится к безразличию и проблемам других людей. Произошло развитие у детей отзывчивости, понимания способность выражать свои эмоции способность понимать эмоции других детей через мимику пантомимы, также понимать интонацию других людей.

Представлены результаты экспериментальной работы. Работа была направлена на воспитание нравственных взаимоотношений у младших школьников в инклюзивной образовательной среде. Это дает основание для следующих выводов. Учитывая закономерности взаимосвязи воспитания и взаимоотношений нравственности в условиях инклюзивного образования, в моделируемом процессе воспитания взаимоотношений нравственности у младших школьников инклюзивной образовательной среде.

  • В процессе взаимодействия и общение со сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья происходит формирование мотивации, и развитие нравственных взаимоотношений.

  • В процессе установления деловых взаимоотношений осознания норм и правил нравственного поведения, где ярко проявляется ценностно-смысловой компонент нравственных взаимоотношений.

  • На основе нравственных чувств осознания взаимоотношений, поведения младших школьников приобретает нравственный характер, и личностная инициативность повышается (ведущий компонент поведенчески-волевой)

Доказана эффективность социально-психологического тренинга в психолого-педагогической работе, направленной на формирование нравственных установок у младших школьников в инклюзивной образовательной среде.

Литература

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновации. Будущее. - М., 2001.

  2. Дзейтова М.Х. Миротворческое образование в условиях современного образовательного учреждения Дисс.канд.пед.наук. Нальчик: КБГУ, 2007.- 150 с.

  3. Маллаев Д.М., Бажукова О.А. О внедрении инклюзивного образования в Дагестане / Д.М. Маллаев, О.А. Бажукова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология – Москва: МГППУ, 2011. – С. 38-39.

  4. Омарова П.О. и др. Пространство диалога – путь к взаимопониманию. – Махачкала: Полиграф-сервис, 2003 – 64 с. – (При поддержке Фонда им. Г.Белля).

Просмотров работы: 145