Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостаткови места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Все определения и теоретические представление о самооценке можно разделить на три группы, в зависимости от того, компонентам какой системы (самосознание, личности или категория «Я») выступает самооценка, какой ее компонент сыграет важную роль.
Исследования в области социальной психологии (Г.М. Андреевой, Э. Аронсон, А. А. Бодалев, Р.Бэрон, М. И. Лисина, Дж. Тернер и др.) позволили выявить основные каналы, по которым происходит трансляция норм, ценностей, представлений о себе в реальном контексте, лучше понять закономерности в подростков возрасте. С точки зрения развития этот возрастной период характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности.
Известно, что эта развивающаяся личность испытывает большие перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема изучения динамики развития ее психический структур в последние годы. Исследование связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показало, что у подростков, имеющих доверительные отношения с родителями, преобладают адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей с регламентированным типом общения характерна более неадекватная самооценка.
В проведенном нами исследовании мы попытались не только выявить зависимость между эмоционально - ценностным отношением родителей к ребенку и его самооценкой, но и проследить, как происходит расслоения отношения и самоотношения, увидеть тот диалог, который ведет подросток с оценками и мнения родителей о себе. В исследовании приняло участие 101 подросток из двух 9-х и одного 8-го классов (из них 79 девочек и 22 мальчика).
Анализ результатов экспериментального исследования указывает на повышение уровня сложности задач стоящих перед школой сегодня. Социальной адаптации детей, которых необходимо подготовить к новой реальности – к вступлению в жизнь в резко изменившихся социальных условиях. Формированию в ребенке устойчивых качеств личности, способствующих не только полноценной социализации, но и к социальной активности, и в идеале творчеству.
В этой связи изучение психологических особенностей самооценки и направленности личности в их взаимосвязи ориентируют на выделение действенных средств побуждения активности личности. Активность личности выражается в ее стремлении к достижению поставленной цели, в ее намерениях и различных мотивационных установках. Осуществляя различные акты, личность нуждается в некоторой обратной связи, чтобы в каждый определенный момент оценить точки зрения других, определить образ самого себя.
Исследование показало, что изучение самооценки как предпосылки саморегуляции поведения в подростковом возрасте имеет важное практическое значение, поскольку только с учетом психологических знаний о ее природе и содержании можно на научной основе организовать воспитание школьников.
При изучении полового предпочтения в общении у подростков, нами было замечено, что однополые объединения встречались чаще, чем разнополые. Многие девочки не хотели принимать в свое объединение мальчиков, мотивируя это тем, что они все испортят, а некоторые просто стеснялись.
При выявление зависимости поведения подростка от самооценки нами было зафиксировано, что подавляющее большинство родителей относится к своим детям без уважения. В то же время мы наблюдали, что аналогичное отношение родителей может сопровождаться противоположными типами самоотношения. Случаи самого распространенного родительского отношения, а именно сочетания симпатии и не уважения, мы наблюдали наибольшее разнообразие типов самооценки у ребенка. Этот разброс данных нельзя объяснить не достаточным развитием социальной перцепцией ребенка: корреляция между ожидаемой оценкой и реальной родительской оценкой достигает значимого уровня, т.е. в целом подростки адекватно воспринимают родительское отношение. Причем по параметру «уважение» у мальчиков наблюдается более точное совпадение самооценки с ожидаемой, а не реальной родительской оценкой.
В ходе работы были выявлены типы подростков с различными уровнями сформированности самооценки. Теоретические положения работы и их апробация в практической работе позволили нам разработать рекомендации по повышению эффективности психологической коррекции. Ее результативность зависит от многих факторов и прежде всего от того, сумеют ли психологи и педагоги охватить своим воздействием значимые зоны развития подростка, где возможны функциональные нарушения: целеполагания, выбора средств, принятия решения, исполнения, оценки, закрепление результата.
При изучении самооценки подростка мы пришли к выводу, что необходимо, прежде всего, учитывать его личностные позиции и морально – этические взгляды, специфику его отношения к общественным нормам, отношения к нему родителей. Для формирования устойчивой, адекватной самооценки подростка нужно включит его в «систему многостороннего оценивания», который способствует выработке адекватного эталона оценки с учетом взглядов на самого себя и на других, объективной оценки со стороны родителей.
Таким образом, коррекционная и профилактическая работа по формированию у подростка объективной самооценки своего поведения должна включать в себя задачи, позволяющие осуществить такого рода педагогические воздействия, в основе некоторых положен механизм «психического заражения» конструктивным примером, образцом. Психолого-педагогической основой использование примера является склонность и способность учащихся к подражанию, идентификации со значимыми для него эталонами. Результирующим выводом нашего исследования о сущности взаимосвязи самооценки и направленности личности являются требование учитывать психологические особенности подростка на широком фоне социальной и этнокультурной среды.
Литература:
Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей // Вопросы психологии, 1975. № 2.С.138-142.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1969.
Боришевский М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения. //Вопросы психологии, 1972. № 5.С. 121-128.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол.журнал, 1992. №4. С. 12-17.