ОСОБЕННОСТИ ПРИМИНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРИМИНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Вахитов А.В. 1, Хасанов А.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эвристическое обучение - обучение, цель которого конструирование учеником собственного смысла, содержания и целей образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Непрерывное открытие нового знания – есть главная цель учащегося (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Основоположником метода эвристического обучения считается Сократ. Вместе со своими собеседниками он приходил к познанию и рождению истины. Путем к ним были вопросы и рассуждения, которые происходили в ходе дискуссии.

Извлечение скрытых человеческих знаний может быть не только методом, но и методологией. В этом случае учащемуся предлагается выстраивать направление своего образования во всех из изучаемых предметов, создавая знания, а также личностные цели занятий, траектории своего обучения, способы изучения тем, формы и оценки образовательных результатов. Личностный опыт учащегося становится значимой частью его образования, а содержание создается в процессе его личностной деятельности.

Главная характеристика обучения эристическим методом – создание учащимися продуктов образования в изучаемых предметах и построение собственной траекторий обучения во всех областях образования. Под продукцией понимается:

- Во-первых, материальные продукты, получаемые в процессе деятельности учащегося: тексты, рисунки, рефераты и т.п.

- Во-вторых, развитие качеств личности учащегося, получаемых в процессе обучения.

И материальная, и личностная составляющие развиваются единым образом в ходе создания учащимся собственного образовательного процесса обучения.

Образовательная продукция учащегося рассматривается обязательно во взаимосвязи материального, внешнего проявления, и внутреннего, личностными качествами, формирующимися, проявляющимися и развивающимися в деятельности учащегося, как сказано выше.

Сверхзадача обучение на основе эвристического метода – есть творческая самореализация учащегося. Раскрывается это в трех основных целях:

- в изучаемых областях происходит создание образовательной продукции;

- базовое содержание изучаемых областей осваивается через сравнение их с собственными результатами;

- образовательные траектории учащихся во всех изучаемых областях выстраиваются индивидуально и с опорой на личностные качества.

Обучение в «Школе свободного развития» основывается на эвристическом обучении. Дидактическая эвристика – теория всего эвристического обучения.

Джонс Дж. К., Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г – достаточный полный список основных эвристических методов можно найти в данной книге.

Эвристические методы помогают выявлению, обработке и упорядочению систем закономерностей, механизмов и методологических средств создания нового задания и целеустремленных методов деятельности на основе обобщения предыдущего опыта и опережающего отражения будущего с целью успешного решения поставленной задачи самым наиболее эффективным способом.

Решение задач при помощи эвристического метода, как и система знания в целом, является системой открытого типа. Что говорит о создании новых эвристических методов в связи с развитием техники и науки в целом.

Решение задач при использовании эвристического обучения можно разделить на 5 этапов:

1. Постановка задачи, связанной с творческим решением.

2. Подбор приемов необходимых для решения. Выбор осуществляется путем анализа преимуществ и недостатков прототипа. Необходимо продумать получаемый аналог и противоречия его развития.

3. Изменение прототипа при помощи приемов выбранных ранее, поиск и создание других, отличных решений.

4. Проверка решения на реальность и адекватность осуществления, а также на эффективность.

5. Повторяются этапы 2 – 4, используя другие прототипы.

Самый больший эффект от обучения эвристическим методом можно получить в решении задач, которые предполагают открытие причинно-следственных связей, не знакомых учащимся, закономерностей, общих признаков решения целых классов задач, основанных не на известных учащемуся отношениях между определенными компонентами изучаемых ситуаций. Самая выразительная форма в эвристическом обучении является метод эвристической беседы, который состоит из серии вопросов взаимосвязанных друг с другом, каждый из которых часть пути решения, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

Просмотров работы: 73