С появлением компьютерной техники и различных информационных ресурсов проектный менеджмент стал решать проблемы предпринимателей и управляющего персонала в сфере малого бизнеса по повышению эффективности в разработке, планировании и реализации проектов для достижения поставленных целей.
Очень часто такие проекты имеют сложную структуру и состоят из множества задач, контролировать которые вручную невозможно. Встречается ли на практике ситуация, когда у проектировщиков – свой план, у строителей - свой, у программистов - свои задачи? Конечно, встречается.
Чаще всего в таких проектах заинтересованы Заказчики. Особой актуальностью в последнее время пользуются проекты, реализуемые через посредников, то есть что-то уже реализовано, что-то только начинает строиться, какие-то объекты проектируются, идут поставки и т.д. Любой сбой в этой системе приведет к огромным материальным убыткам. Управление проектом позволяет устранить неполадки в этой системе, избавиться от возможных ошибок, избежать как материальных, так и физических потерь. [3]
В малом бизнесе управление проектами рассматривается, как возможность интерактивно отслеживать деятельность организации в целом, ее частей отдельных и задач, выполнение которых приведет к достижению поставленной цели. Для повышения эффективности используются различные функции, такие как:
- управление временем;
- управление персоналом;
- управление сферой деятельности;
- управление рисками.
Различия в выполняемых задачах, предопределяют различия и в требованиях, которые предъявляют пользователи к соответствующим программным продуктам, используемым для повышения эффективности деятельности предприятия. [1]
Так, в настоящее время существует три наиболее популярных программных обеспечения в области управления проектами: Microsoft Project, Primavera SureTrak Project Manager, WelcomHome. Каждый из них имеет специфическую структуру, определенный набор инструментов и различные дополнительные требования для работы с этим продуктом. Каждый руководитель задавался вопросом: «Какой программный продукт лучше?» Ниже приведена сравнительная таблица этих программных комплексов, позволяющая визуально отследить их функциональность. Это дает возможность сделать вывод о наиболее подходящем ПО для конкретного предприятия.
Таблица – Сравнительный анализ программных комплексов Microsoft Project, Primavera SureTrak Project Manager, WelcomHome
Наименование программы |
Русификация |
Основная задача |
Целевая группа |
Инструменты |
Microsoft Project |
имеется не на все версии |
«легкий» офисный инструмент |
пользователи |
Отношение предшественник/посредник между задачами; Отслеживание ресурсов; Деление задач на подзадачи и функции; Перенос задач между исполнителями проекта |
Primavera SureTrak Project Manager |
да |
Профессиональное управление средними и крупными проектами |
Пользователи и профессионалы |
Изменение масштабов временной шкалы; Режим просмотра сетевых диаграмм; Анализ затраченного времени; Анализ логики выполнения работ |
WelcomHome |
да |
Электронный офис проекта |
профессионалы |
Администрирование пользователей и их групп; Возможность переноса задач прошлого проекта в новый; Автоматизированное составление отчета по каждой функции |
Как видно из таблицы, Microsoft Project больше всего соответствует процессу управления проектами, которые реализуются в сфере малого бизнеса, так как программа имеет понятный интерфейс, а также наличие инструментов, предназначенных для пользователей, не являющихся профессионалами данной области. [2]
Две другие программы также могут использоваться на предприятиях, но требуют больших знаний пользователей в данном ПО и в сфере деятельности организации. Их инструментарий расширен, по сравнению с Microsoft Project (имеют дополнительные возможности каждой функции). Но Microsoft Project обладает большим количеством инструментов для управления проектом. Это позволяет добиться эффективности гораздо быстрее и с меньшей энергозатратностью, чем в WelcomHome и Primavera SureTrak Project Manager. Также стоит отметить, что стандартные пакеты всех приведенных программ являются бесплатными.
Таким образом, рассмотренный и проанализированный организационный инструментарий для управления проектами целесообразно использовать на различных стадиях разработки проекта, его планирования и осуществления в сфере малого бизнеса. Использование такого инструментария не всегда необходимо. Однако практика показывает, что они удобны и эффективны. Поэтому сетевое планирование следует применять тогда, когда существует ограничение проекта во времени. Рассмотренную информационно-технологическую модель целесообразно использовать с целью оптимизации документооборота на предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Применение методов проектного управления на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/student/Downloads/27-26-1-PB.pdf (дата обращения: 01.03.2018).
2. Укрощение инструмента Microsoft Project [Электронный ресурс] URL: http://www.pmtoday.ru/project-management/microsoft-project/taming-ms-project.html (дата обращения: 01.03.2018).
3. Особенности проектного управления в проектах малого бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/studconf/social/xxxix/13529 (дата обращения: 01.03.2018).