О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Хваджаева Х.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из важнейших задач школы - помочь ее выпускникам в социализации личности, а обществознание является предметом, который способствуют этому через знакомство с опытом жизнедеятельности предыдущих поколений. Важным качеством современной личности является социальная смелость, только социально смелая личность может вступить в борьбу с негативными процессами, которые имеют место в действительности. Обществознание – гуманитарный предмет, представленный значительным контентом. Именно формирование такого качества у подрастающего поколения посредством уроков обществознания предполагает формирование у них социальной грамотности и мудрости.

Сегодня педагог должен не только владеть знаниями о дидактических методах, но уметь их применять в педагогическом процессе. В педагогической практике при их отборе учитель сталкивается со значительными затруднениями. Ситуация в образовании на современном этапе принципиально изменилась в связи с реализацией ФГОС, включающая и организационные преобразования, что дает интеграцию учебных предметов, целевой отбор содержания, экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых диагностических методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Сегодня, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, в ходе исследовательской деятельности, по иным литературным или научным источникам.

Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие методические приемы. Методический прием – это конкретное действие учителя или ученика, которое характеризуется завершенностью и ведет к достижению ближайшей цели и к решению задачи обучения.

Многие сложные обществоведческие дефиниции учитель раскрывает путем объяснения - важный прием изложения теоретической информации. Объясняя материал, учитель обществознания показывает смысл изучаемых обществоведческих явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы. При постоянном доминировании такого приема снижается познавательная активность школьников, которые получают в готовом виде правовую информацию. При решении правовых задач, в которых требуется разобраться в случившемся, установить суть дела, используется прием рассуждения - разъясняются отдельные положения, которые подводят учеников к выводам, заключениям.

Основной стиль общения в области обучения обществознания — диалогический стиль общения. Выделяют разнообразные приемы словесной коммуникации. На уроках обществознания большую роль играют интеллектуальные умения и возможности учеников. Так, ученики 9 классов должны уметь, например, анализировать экономическую или правовую ситуацию, оценивать поведение сторон, разъяснять субъектам правила их поведения. Ученики 10—11 классов должны уметь разъяснять ведущие экономические, социологические или правовые понятия, обобщать обществоведческие явления, анализировать различные источники политики и права, сравнивать экономические, философские и правовые явления, составлять документы, доклады, рефераты и т.д.

В систему приемов умственной деятельности на уроках обществознания, при изучении культурологических, экономических и правовых понятий включаются приемы словесно-понятийного мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, выявление существенного и т.д.

В методике обучения обществознания выработаны специальные приемы работы с учебником. Учитель должен познакомить школьников со структурой учебника, расположением параграфов, его составляющих частей. На основе текста учебника школьники могут составлять развернутый план урока. Они должны приучаться выделять главное и второстепенное по теме. Цели и задачи обществоведческого образования школьников обуславливают использование на уроках разнообразных текстов. После слова учителя учебный текст выступает вторым по значимости средством обучения на уроках обществознания. Учебные тексты должны быть посильны для учащихся. Работа с текстом может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащихся, когда ученик осмысливает содержание предъявленного ему текста, делает выводы, сопоставляет факты.

Прием объяснительного чтения складывается из взаимосвязанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного. Это способствует осознанному усвоению и закреплению материала. При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи текста и относящихся к нему иллюстраций. Ученики учатся находить главное в тексте, письменно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать ответы.

Распространенный вид работы с учебником — это составление простого и сложного плана параграфа. Ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить текст на смысловые части и выделить в каждой из них главную мысль; сформулировать заголовки для каждой части. Это способствует обобщению учебного материала.

Особое значение для решения, например, задач правового обучения имеет прием организации познавательной деятельности, т.е. выявление связей в тексте. Выявление в тексте этих связей определяет глубину его понимания, развивает мышление ученика и является способом диагностики развитости мышления учащихся.

На уроках обществознания важное место занимают фрагменты художественных произведений, отбор которых осуществляется на основе принципов доступности, соответствия возрасту учащихся, педагогической целесообразности. К основным приемам использования художественного произведения относятся: включение фрагментов в изложение учителя; цитирование; разбор ситуации с последующей нравственно-правовой оценкой; определение сюжетов, имеющих отношение к правовой сфере; подбор и анализ примеров в целях конкретизации обществоведческих понятий.

Особенностью процесса обучения обществознания, особенно правового материала, является организация работы учащихся на этих уроках с нормативным материалом, с нормативно-правовыми актами. Их интеллектуально-мыслительная деятельность направлена на познание юридической нормы, на уяснение, т.е. способность проецировать конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы права. Это формируется на уроках при изучении, например, тем правового цикла, когда учитель использует технологии критического мышления. В процессе организации работы учащихся с нормативными текстами формируется социальное учебное умение: умение применять юридическую информацию для решения жизненных проблем.

Таким образом, методические приемы, составляя структуру метода, представляют собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения обществознания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что главный враг успеха — это однообразие и монотонность. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных методов и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 2012.

  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2014.-271с.

  3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М., 2008.-160с.

Просмотров работы: 569