ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЖАРГОНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЖАРГОНА

Гладков И.Н. 1, Дубовской И.И. 1, Загородников М.В. 1, Прокутина Е.В. 1
1Тии филиал тиу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение молодежного сленга, или жаргона, на современном этапе развития русского языка, несомненно, вызывает огромный интерес. Предметом исследования в нашей работе явилось изучение молодежного жаргона и жаргонных выражений в речи студентов высших учебных заведений. Цель работы – выявить лексико-фразеологический состав современного студенческого жаргона, представленного словарными и фразеологическими нелитературными номинативными единицами, активно используемыми студентами в разговорной речи.

В отличие от сленга, который трактуется как общепонятные и широко распространенные в разговорной речи образные слова и словосочетания эмоционально-оценочной окраски, жаргон, как стилевая разновидность устной и письменной коммуникации, представляет собой слова и устойчивые словосочетания, присущие определенным профессиональным группам и коллективам. Однако четко разграничивать студенческий жаргон от молодежного сленга в целом достаточно сложно, поскольку значительную часть молодежи составляют студенты. Сленг не имеет четкой социально-групповой ориентации в отличие от жаргона. Однако жаргон, как и сленг, часто характеризуется яркой экспрессивной окраской сниженности, грубоватости, фамильярности, комичности, употребляется преимущественно в условиях непринужденного общения. Это особый регистр, стилистическая разновидность разговорно-просторечного языка, предназначенный для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной). Жаргон, являясь частью национального языка, выполняет такие функции, как эмоционально-экспрессивную, коммуникативную, социальную, информационную и другие.

Выявление особенностей студенческого жаргона, безусловно, считается актуальным, потому что в речи молодежи он занимает особое место, его лексический состав подвергается быстрым изменениям, отражающим все изменения, происходящие в современном обществе. Необходимость изучения речевых особенностей студенчества, как социальной группы, еще заключается и в том, что оно формирует элитарную составляющую современного общества, что не может ни создавать интерес вокруг этого вопроса.

Студенческий жаргон – своеобразный язык. Основными причинами употребления жаргона в речи следует отметить: а) достижение определенного социального статуса в группе на основе принятия ее ценностей; б) этическое наслаждение; в) демонстрация интеллекта; г) стремление к образности и живости речи; д) привлечение внимания; е) обогащение языка путем придания лексической конкретности некоторым явлениям и предметам; ж) ориентирование на определенную группу; з) конспиративная функция; и) создание собственной речевой маски и др.

Согласно обзору словарей студенческого жаргона и опросу обучающихся, общими для всех студентов являются такие слова, как: универ, индус (индустриальный университет), пара, зачетка, окно, препод, фак, красный и синий диплом, банан (неудовлетворительная оценка), ботан (от школьного «ботаник»), абитура или первокур (студенты первого курса), аляска (задние ряды в аудитории), ветеран (мамонт) (студент, вернувшийся к повторному обучению или самый старший по возрасту среди однокурсников),база (главный корпус учебного заведения), джунгли (плохо поддающийся усвоению предмет), бомба (шпора) (шпаргалка), общага, кирпич (учебник большого размера), хвост (задолженность) и др. Также встречаются и целые студенческие жаргонные выражения, например: забить на пару (прогулять занятие). В каждом университете могут быть приняты свои устоявшиеся выражения. Часто слова образуются от сокращений предметов: матан, матанал – математический анализ, вышка – высшая математика, начерталка – начертательная геометрия, термех – теоретическая механика, уголовка – уголовное право, бацилла – паразитология и др.

Одной из характерных особенностей современной молодежной речи, в том числе и студенческого сленга (жаргона), является употребление англицизмов. Огромное количество слов, заимствованных из английского языка, появляется в лексическом составе русского языка путем транслитерации, кальки, словообразования и в результате языковой игры. Эти новообразования, адаптируясь к словообразовательным нормам русского языка, могут давать многочисленные дериваты. Например: фифти-фифти (от англ. fiftу-fiftу) – 50 на 50; респект (от англ. respect) – уважение; чейндж (от англ. change) – обмен; фид-бэк (от англ. feedback) – обратная связь; хедлайнер (от англ. headliner) – главный гость на мероприятии; пипл (от англ. people) – люди; прайсовый (от англ. price) – дорогой; лайк (от англ. like) – нравиться; лав стори (от англ. lоvе stоrу) – любовная история; хэпибёздник (от англ. happybirthday) – день рождения, отхэпибёздить – поздравить с днем рождения; джобать, вджобывать (от англ. job) – работать; лузер (от англ. loser) – неудачник; фрик, фрикушник, фрикнутый (от англ. freak) – чудак, урод; чек-ин (от англ. check-in) – регистрация, релаксить (от англ. relax) – отдыхать и др.

Таким образом, студенческий жаргон представляет собой интереснейший лингвистический феномен, изучение которого вызывает огромный интерес. В нем, как части языка молодежи, отражаются все языковые тенденции, характеризующие изменения, происходящие в современном обществе.

Литература:

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. – № 3. 1996.

2. Елистратов В. С. Толковый словарь русского сленга XXI века. – М.: 2000. 3. http://www.vevivi.ru/best/Kultura-rechi-sovremennoi-m.

4. http://love-mother.ru/molodezhnyj-sleng-slovar-primer.

Просмотров работы: 1056