СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

Джафарова О.Э. 1
1Московский педагогический государственный университет, факультет педагогики и психологии, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С конфликтной ситуацией сталкивается практически любой человек в своей жизни. И каждый человек переживает этот процесс по-разному. Кто-то реагирует достаточно ярко и эмоционально, а кто-то: спокойно и тихо. И первый, и второй пример поведения зависит от индивидуальных и возрастных особенностей личности, куда также входит направленность внимания во внутренний или внешний мир человека. Направленность внимания тесно связана с понятием ответственности личности. Наличие определенного уровня ответственности играет очень важную роль в жизни человека, особенно при разрешении конфликтных ситуаций. Развитие и формирование данного качества происходит еще в семье, через воспитание. И многие родители не совсем готовы предоставить своему ребенку автономию, через которую будет происходить процесс формирования ответственности [5]. Такой подход также наблюдается в образовательном процессе. Анализируя свои исследования, А. А. Реан делает вывод о том, что дисциплинированность среди учащихся больше поощряется, чем проявление инициативы. А в свою очередь, проявление инициативы помогает развивать и формировать чувство ответственности за себя и свои поступки.

В связи с индивидуальными особенностями личности существуют соответствующее поведение в конфликтных ситуациях, а именно стратегии поведения.

Проблему конфликта рассматривали в своих работах наиболее яркие представители социологической теории: Макс Вебер, Талкотт Парсонс, Ральф Дарендорф, Эмиль Дюркгейм, Нейл Смелсер. Среди отечественных ученых теорию конфликта изучали А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, Гришина Н. В., С. М. Емельянов, Г. И. Козырев, В. А. Авксентьев, Л. М. Дробижева, А. Г. Здравосмыслов, Э. А. Паин, А. А. Попов, А. А. Празаускас, М. В. Савва, В. А. Тишков. Вопрос о стратегиях поведения в конфликте изучали такие ученые, как В. В. Багаева, М. В. Донцова, С. В. Жолудева, И. А. Красильников, М. С. Семченко и другие.

Проблемой ответственности личности занимались такие ученые, как Г. Ю. Айзенк, А. А. Реан, Л. Н. Толстой, С. Л. Соловейчик, В. Ф. Шаталов и другие.

В научной психологической литературе подробно рассмотрены явления локуса контроля и стратегий поведения в конфликтной ситуации. Но мало кто из ученых решался рассматривать данные явления в одном контексте.

Практическая значимость данной проблемы заключается в отсутствии исследований по проблеме взаимосвязи локуса контроля и стратегий поведения личности в ситуации конфликта.

Для успешного разрешения возникающих проблем необходимо каждому человеку иметь определенный минимум теоретических знаний в области конфликтологии.

Практическая востребованность и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования, проблема которой формулируется следующим образом: существует ли связь между стратегией поведения в конфликте и локусом контроля.

Решение этой проблемы составляетцельнашего исследования.

Объектом исследования являютсяповедение в конфликте и локус контроля.

Предметом исследования являютсястратегии поведения в конфликте с различным локусом контроля.

Задачи исследования состоят визучении научной литературы по проблеме и проведение эмпирического анализа стратегий поведения в конфликте с различным локусом контроля.

Гипотезастатьи заключается в следующем. Между уровнем субъективного контроля и стратегией поведения в конфликте существует связь.

Понятие субъективного контроля синонимично понятию локуса контроля. Оба они предполагают направленность личности во внешний или внутренний мир. Впервые об этом упомянул социальный психолог Джулиан Роттер в 1954 году [4]. Зрелость личности, ответственность, самостоятельность тесно связаны с изучаемым нами понятием. Все это характеризует личность с преобладающим интернальным локусом контроля. А экстернальный локус контроля подразумевает слабую ответственность за себя и свои поступки, перекладывание инициативы с себя на другого человека, людям с таким локусом контроля необходимо одобрение окружающих. Иначе говоря, психологически зрелой личности свойственен интернальный локус контроля.

Конфликт имеет свою структуру, функции и виды [1]. Любой конфликт проходит в несколько этапов, но не всегда эти этапы соблюдаются, поскольку проблема может решиться в любой момент. Существует точка подъема и точка спада конфликта [2][3]. Помимо этого, различаются типы поведений в ситуации конфликта. Среди стратегий поведения в конфликте ученые выделяют следующие: сопротивление, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. В предложенных типах наиболее конструктивным является сотрудничество, поскольку придерживаясь данной модели поведения соблюдаются интересы обеих сторон. Данная стратегия предполагает приложение некоторых усилий в достижении взаимного согласия. Задача психолога заключается в выработке в человеке стратегии сотрудничества.

Поскольку исследование проводилось на юношеском возрасте, рассмотрим возрастные социально – психологические особенности. В этот период доминирующим видом является научно – профессиональная деятельность. Данный возраст еще называют студенческим. Стоит отметить, что в юношеском возрасте формируется ответственность, что можно отнести к конечному формированию внутреннего (интернального) локуса контроля.

В выборке участвовало 93 студента мужского пола первого курса Технического пожарно – спасательного колледжа имени В. М. Максимчука.

В работе мы использовали методики для определения стратегии поведения в конфликте «Конструктивность мотивации» Р. Бернса и локуса контроля Д. Б. Роттера.

В первой методике исследуются доминирующие стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Во второй методике исследуется преобладающая направленность личности: внешняя (экстернальность) или внутренняя (интернальность).

При дальнейшей обработке результатов также высчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он необходим для более точного выявления взаимосвязи между результатами двух методик.

Чтобы подробно рассмотреть связь между результатами двух методик, проанализируем попарно их шкалы.

 

Локус контроля

Стратегии поведения в конфликте

Интернальный

Экстернальный

Соперничество

0,62

0,85

Сотрудничество

0,69

0,66

Компромисс

0,62

0,61

Избегание

0,58

0,77

Приспособление

0,47

0,68

В представленной таблице наглядно прослеживается связь между шкалами. Большинство значений уровня корреляции находятся в пределах от 0,60 до 0,70, что свидетельствует о заметной связи. Менее всего выражена связь между стратегией «избегания» и «интернальным» локусом контроля. Еще меньше – связь между стратегией «приспособления» и «интернальным» локусом контроля.

Наоборот, высокая связь прослеживается между стратегией «соперничества» и «экстернальным» локусом контроля, а также между стратегией «избегания» и «экстернальным» локусом контроля.

Рассматривая вертикально данные по внутреннему локусу контроля, можно обратить внимание, что наибольшее значение составляет стратегия «сотрудничества», в то время как по внешнему локусу контроля наибольшее значение составляет стратегия «соперничества». Это говорит о том, что человек с преобладающим внутренним локусом контроля в ситуации конфликта будет придерживаться стратегии «сотрудничества».

Анализируя данные методик, можно сделать вывод о том, что люди с преобладающим внешним локусом контроля часто прибегают к таким стратегиям поведения в конфликте, как соперничество и избегание. А люди с преобладанием внутреннего локуса контроля меньше всего склонны прибегать в ситуации конфликта к стратегиям избегания и приспособления.

Путем эмпирического исследования поставленная нами гипотеза была подтверждена.

Дальнейшая психологическая деятельность специалиста заключается в выработке конструктивной стратегии поведения в ситуации конфликта, а также переориентации локуса контроля с внешнего во внутренний.

Список литературы:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: Ю Н И Т И, 2000. – 551 С.

  2. Гришина Н. В. Психология конфликта/Гришина Н. В. – СПб.: Питер, 2008 – 544 с.

  3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.

  4. Джулиан Роттер Теория социального научения/Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры

  5. Клемантович И.П., Чуйкина Е.В. (аспирант), «К вопросу о воспитании в современном российском обществе» / Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология №2015, с. 19-26

List of references

1. Antsupov A. J., Shipilov A. I. Conflict management: textbook for universities. – M.: U N I T And, 2000. - 551 P.

2. Grishina N. V. Psychology of the conflict/Grishina N. V. – SPb.: Peter, 2008 544 p.

3. Kozyrev G. I. Introduction in conflictology: Textbook. a manual for students. higher. Studies'. institutions'. - M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2001. - 176c.

4. Julian rotter Theory of social learning/Library of the Foundation for the promotion of mental culture

5.Klementovich I. P., Chaikina E. V. (graduate student), "the question about education in the modern Russian society" / Vestnik MGGU. M. A. Sholokhov. Pedagogy and psychology, No. 2015, pp. 19-26

Просмотров работы: 220