РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Бирюкова Т.Ю. 1
1ФГОБОУ ВО «Курский государственный университет» Курск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Вне-

бюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами [1, с.33]:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых

финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы

РФ, обладают рядом особенностей[2, с.120]:

1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

6) денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению

Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление

фонда)

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются [3, с.82]:

- обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти;

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами –

юридическими лицами;

- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в

форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Поэтому создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся [4, с.55]:

- риски утраты трудоспособности с возрастом;

- риски утраты трудоспособности по инвалидности;

- риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды; болезнь детей и т.п.);

- риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

- риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По

большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при

которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.

Задачи социальных внебюджетных фондов. С помощью государственных социальных внебюджетных фондов можно решать ряд задач:

- оказывать социальную помощь и услуги населению путем выплаты

денежных пособий, единовременной помощи;

- обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности человека;

- оказывать социальные услуги населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;

- финансировать пенсионное обеспечение.

Доходная часть бюджета Фонда формируется, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов,

поступающих в бюджет Фонда, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний. Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет обособленный учет доходов и расходов по названным видам

обязательного социального страхования, в связи с чем принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета по указанным видам страхования

не применяется. Доходы от страховых взносов на обязательное социальное

страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены по пониженным тарифам, установленным

Федеральным законом № 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков, а по основной категории плательщиков исходя из тарифа 2,9%. Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

С учетом норм названного федерального закона тарифы страховых

взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по 32 классам профессионального риска (от 0,2 до

8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

Доходная часть бюджета Фонда социального страхования Российской

Федерации также формируется с учетом межбюджетных трансфертов из

федерального бюджета, передаваемых на исполнение отдельных государственных полномочий. Расчет расходов бюджетов государственных

внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется на основании

данных о численности получателей (количестве выплат) соответствующих

социальных пособий и выплат, а также их размеров. В качестве внутреннего

источника финансового обеспечения дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством привлечен сформированный

на 1 января 2014 года остаток средств. В части обязательного социального

страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний расходы определены с учетом индексации в 2015 - 2017 годах с

1 января на прогнозируемый индекс потребительских цен соответствующего

года ежемесячных страховых выплат, максимального размера ежемесячной

страховой выплаты и суммы, из которой исчисляется размер единовременной

страховой выплаты.

Размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на

получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате

страховых случаев, в рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний учтен в соответствии с законодательством Российской

федерации в размере 1 млн. рублей.

Одновременно при расчете параметров бюджета Фонда учитываются

расходы на содержание аппаратов органов управления Фондами, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов

Фондов. При этом с 1 января 2015 года предусматривается оптимизация расходов на обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе с учетом сокращения штатной численности сотрудников на 10%.

Для исполнения государственных полномочий за счет межбюджетных

трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации объем бюджетных ассигнований определен с учетом повышения эффективности расходов на указанные цели.

Список использованных источников

  1. Соловьев А.К. Проблемы развития системы внебюджетных социальных фондов// Вестник ПФР. - 2017.- №2. - С.31–48

  2. Кривощекова Е. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы / Е. Кривощекова, Е. Окунева, Е. Окунев // Вопросы экономики. - 2016. - №6. - С. 120-135

  3. Шушков В.В. Формирование и использование финансовых ресурсов социальных внебюджетных фондов / В.В. Шушков // Финансовый менеджмент. - 2017. - №1. - С. 82-97

  4. Хмыз О.В. Особенности функционирования социальных внебюджетных фондов в РФ/ О.В. Хмыз // Вестник Финансового университета при Правительстве РФ. - 2016. - №11. - С. 54-59

Просмотров работы: 238