Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха.
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи (Мухина В., , Дубровина И.В., Урунтаева Г.А.), и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка.
Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми]. Вопросы воспитания этикета и культуры поведения у детей дошкольного возраста затронуты в трудах С.В. Петериной, И.В. Курочкиной, Т.А. Антоновой, Н.С. Малетиной др.
По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [7]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры [8].
В связи с этим, считаем проблему воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.
Обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме. Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения.
По мнению С.Л. Рубинштейна, игра – выражение определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры – способности отображать, преображать действительность. Эта самая всеобщая человеческая способность впервые и формируется в игре».
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольной образовательной организации.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Педагогу дошкольной образовательной организации необходимо обратить особое внимание на то, как ребенок общается со своими родными, сверстниками, как он поступает в тех или иных ситуациях. Если же проявляются какие-то негативные проявления, их можно вовремя скорректировать и избежать.
И.Н. Курочкина предлагает проводить обучение дошкольников правилам этикета. Данная работа проходит в два этапа: на первом, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. На втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности. На этом этапе формирование основ поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу: а) знать этикетное правило; б) понимать его разумность и необходимость; в) уметь его применять; г) эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения [5].
Опираясь на данное исследование, мы предлагаем основные рекомендации по организации игр на воспитание речевого этикета: дети главные участники игровой деятельности, и они должны быть активно в нее включены; в ходе игровой деятельности обращать внимание детей на нормы поведения, как социального, так и речевого характера; усложнять игровые задачи и ситуации.
Для эффективного использования выше указанных рекомендаций в образовательный процесс можно включить следующее:
1. Игровые ситуации: «В автобусе». Создается ситуация, в которой показано как нужно правильно себя вести в общественном транспорте, а именно возможность уступить место взрослому пожилому человеку, при этом, сказав вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста»; «В гостях». Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».
2. Этические беседы, целью которых является возможность дать детям представления о нравственных нормах поведения: «Мы вежливые», «Хорошие поступки», «Вместе весело шагать», «Творим добро».
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
3. Чтение детской художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», В. Осеева «Волшебное слово» и др.). Большое значение имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы формируются нравственные качества. Чтение таких книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи.
4. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
5. Сюжетно-ролевые игры – с помощью таких игр дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
6. Дидактические игры: «Назови все вежливые слова», «Самый вежливый» и т.д.
Анализ исследования С.В. Петериной [6] показал, что детей следует знакомить с основными правилами речевого этикета с раннего детства. Для начала, детей можно познакомить со следующими правилами:
- Будь добрым и вежливым со сверстниками и взрослыми.
- При встрече – говори «Здравствуйте», «Добрый день, «Привет», при расставании – прощайся «До свидания», «Пока».
- Говори вежливые слова «извините», «спасибо», «пожалуйста».
- Ни в коем случае не перебивай.
В свою очередь, педагог должен учитывать то, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя.
2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.
3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.
4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и другие.
Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр.4-24)
Бойченко Н.А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г. Стр.18-26
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г. (стр. 3-16).
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых/учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 253с.
6. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 2005
8. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/