ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Орозбаева У.М. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Введение компетентностно-ориентированного подхода в систему дошкольного образования – способ прагматизировать систему образования в соответствии с заказом общества. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе[5].

Рассматривая ФГОС ДО, мы можем убедиться, что в нем большое внимание уделено развитию дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

В современных дошкольных образовательных учреждениях определяющим становится опыт деятельности дошкольника, раскрытие потенциала, активная позиция, готовность к действию в неопределенных условиях, целеполаганию. Это значит, что одной из составляющих компетентностного подхода в деятельности дошкольного образовательного учреждения становится работа по формированию социально – коммуникативной компетентности каждого ребенка, которая является активным проявлением процесса его социализации, то есть активного вхождения ребенка в окружающее социальное пространство в настоящее время и в будущем.

Вопросами социального взаимодействия в разное время занимались выдающиеся педагоги и психологи - Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Г.А.Цукерман, М.И.Лисина,З.М.Богуславская, Л.Н.Галигузова, А.Г.Рузская, и др. Они считали, что, для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

Одним из показателей и индикаторов успешности ребенка дошкольного возраста является социальная и социально – коммуникативная компетентность.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

Компетентность владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия.

Социальная компетентность, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление (И.А. Зимняя, Н.В. Калинина, J. Mehl, W. Pfingsten, R.Hitch и др.).

Социально – коммуникативная компетентность — интегративное качество личности, формируемое в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения социальных отношений, являющихся основой построения и реагирования межличностных и вкутриличностных социальных позиций. Одним из важнейших факторов формирования социальной компетентности ребенка является развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция — способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении. В. Хутмахер приводит коммуникативную компетенцию в качестве одной из ключевых компетенций, принятых Советом Европы и относящейся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе, иноязычной. Проблема формирования коммуникативной компетенции в социально значимых ситуациях общения у детей с недостатками речи, способствовала выделению в отечественной логопедии коммуникативного подхода (Л.С.Волкова, С.А.Игнатьева, И.Ю.Кондратенко, О.С.Орлова, Л.Г.Соловьева, Е.Л.Черкасова, Г.В.Чиркина и др.).

В социально-коммуникативную компетентность входит – 1.умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем, 2. умение получать необходимую информацию в общении, 3. умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, 4. умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, 5. умение спокойно отстаивать свое мнение, 6. умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей, 7. умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д), 8. умение уважительно относиться к окружающим людям, 9. умение принимать и оказывать помощь, 10. умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях[3].

Формированию вот этих значимых качеств, свойств, способностей и способствует метод проектов. На сегодняшний день это наиболее эффективный метод формирования социально – коммуникативной компетентности ребенка дошкольника (Л.И. Киселева, А.А. Когут, Е.А. Федосеева).Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем[4].

Эффективность и перспективность проектной деятельности позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей, удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.

Таким образом, формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Введение компетентностно-ориентированного подхода в систему дошкольного образования – способ прагматизировать систему образования в соответствии с заказом общества. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе. Необходимость формирования ключевых компетенций особенно подчеркнута в новом ФГОС ДО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 2008г. (стр. 63-68)

2.Ковыляева Л. А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник/ Е.О. Смирнова – М., 2008.

4. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС»/ Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Издательство Мозаика – синтез, 2014.

5.https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

Просмотров работы: 228