Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.
ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.
Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат[2].
Бюджет ПФР формируется за счет:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;
- взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- недоимок, пеней, штрафов по взносам в ПФР;
-доходов от размещения средств ПФР;
-безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;
-межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в ПФР.
Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
Основным источником выплат в системе обязательного пенсионного страхования является бюджет ПФР. В 2016 году его доходы выросли на 15,7%, расходы – на 23,9%.
При формировании бюджета ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2017 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% - для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа [4].
Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. – 36838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 г. 796 тыс. руб.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС в 2016 г. составил 4232,7 млрд. руб. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд.руб.).
В бюджете ПФР на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Отметим, что бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной Думой Российской Федерации отдельным федеральным законом одновременно с принятием Федерального бюджета РФ. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации составляют средства бюджета РФ и выплаты на обязательное пенсионное страхование, которые платят страхователи (работодатели или самозанятые страхователи) в ПФР.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что основа модели пенсионной системы - баланс доходов и расходов[4].
Доходная часть бюджета Пенсионного фонда России состоит из страховых взносов официально работающих граждан и трансфертов из федерального бюджета. С 2001 г. размер этих целевых безвозмездных трансфертов рос и слегка уменьшился лишь в 2015,2016 гг. за счет «заморозки» пенсионных накоплений граждан России.
Средства федерального бюджета направлялись на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии[3].
Расходная часть - это выплаты пенсий. Существуют разные принципы и условия расчета пенсий государственным служащим, пенсий по инвалидности, а также страховых пенсий. Тем не менее, уровень дифференциации размеров пенсий крайне низкий. Поэтому, говоря о балансе пенсионной системы, всегда нужно учитывать эти три составляющие. При этом трансферт из федерального бюджета является самым сложно прогнозируемым. С одной стороны, эти средства должны быть собраны в федеральный бюджет и распределены на пенсионные цели, а с другой - трансферт составляет более половины доходов бюджета ПФР.
Доходы и расходы пенсионной системы зависят от прогнозов повышения заработной платы и темпов индексации пенсий и пособий, на которые, в свою очередь, влияют темпы роста ВВП и инфляции. Долгосрочные макроэкономические прогнозы зависят от текущих политических решений. Однако политические решения принимаются в том числе, исходя из их влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.
Список использованных источников
1. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
2. Архипов А.П., Адонин А.С. СТРАХОВОЕ ДЕЛО: Учебно–методический комплекс. − М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014, с.424.
3. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях. – СПб.: Питер, 2016, с.55.
4. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http:// pfrf.ru