Термином Ар Нуво обозначают многожанровый элегантный стиль. Развитие которого происходило с начала 1880-х годов до годов первой мировой войны. Рождение его пророчило начало времен великих изменений в искусстве. В это время промышленная революция набирала обороты, а в обычной жизни прочно укрепился машинный век. Не смотря на то что мир молниеносно развивался, искусство оставалось на той же стадии.
Живописцы и дизайнеры стояли наперекор избытку "историзма". Так как в интерьерах соединялось множество стилевых подражаний из культур различных исторических периодов.
К повышению спроса на изысканные предметы привело возникновение высокопоставленного среднего класса. Переход к машинному производству был способен насытить данный спрос товарами массового изготовления. Как бы то ни было пресыщение рынка однотипной красотой привело к рождению безвкусицы. В поисках новейших решений беспощадно использовать все до единого исторические эпохи, наблюдались не прекращающиеся возвращения к старым стилям.
Всё больше появлялось несогласных с ситуацией в окружающем мире и искусстве. Так появилась цель создания большого стиля. Прародители нового движения добивались общего направления. Трудами художников и критиков создавался стиль! Не имеющий общего с образами прошлого.
Заключавший в себе четкую программу преобразований глобальных эстетических образов. Стиль представлен как идея. Идея сотворения нового! Нового и прекрасного! Стиль развивался повсеместно. Во многих странах в одно и тоже время, но названия имел различные. Чаще именуясь просто новым искусством (Ар Нуво) или же Модерном.
Характерной особенностью нового стиля стал переход к изогнутым линиям, передающим естественные природные движения и ритмы. На задний план отошла четкая геометрия, с её углами и и прямыми направлениями. Природные формы мира животных и растений послужили визитной карточкой стиля, создавая орнамент напоминающий танец линий.
Ар Нуво собрал все виды искусства. Данный синтез искусств, пропитанный жизненными силами и энергией природного мира, почитался всеми. Как художниками, так и скульпторами и архитекторами.
В Бельгии Ар Нуво так же получил название «стиль Орта». В честь Виктора Орта. Архитектора , чьи постройки олицетворяют в себе этот стиль. Виктор Орта отвернулся от стиля строгой готики и прильнул к Арт Нуво одним из первых среди архитекторов.
В зрелом возрасте дизайнер и архитектор Виктор Орта является автором множества проектов, в чертах которых царит Ар Нуро.
Удачным примером служит особняк Трасселя построенный в 1892 году в Брюсселе. Несмотря на строгую симметрию в фасаде здания, внутри особняк подчинен плавным природным формам. Металлические перила лестницы имеют плавный изгиб. Орнаменты на поверхностях стен и потолков, изящные светильники, колонны, мозаичный пол – всё говорит о принадлежности к данному стилю.
Стиль положил начало не только в искусстве, он затронул все сферы. И осветительные приборы, начинающие работать от электричества. Что до этого было не приемлемым. В интерьер вводятся металлические конструкции, свидетельством этого являются колонны в особняке Трасселя. А в особняке Этвелде построенном в 1895 году в Брюсселе конструкция из стеклянного купола поддерживаемого рядами колонн, имеет сходства с Хрустальным дворцом. Здесь мы так же можем наблюдать присущие стилю Ар Нуво декоративные природные орнаменты.
В Брюсселе Орта имел собственный дом и мастерскую прилегающую к нему. В этом доме придумывал и создавал каждую деталь интерьера. Не только двери, окна, витражи, светильники, но и фурнитуру. Добиваясь полного подчинения интерьера стилю Ар Нуво, Орта создал дом, а ныне музей Орта, воплощающий в себе все великолепие стиля: Начиная с фасада ассиметричной формы, больших окон с витражами и витых опор балкона и заканчивая кафельной плиткой для отделки стен и потолков, встроенными шкафами, мебелью и электрическими приборами. Так же стиль поддерживает насыщенная цветовая гамма и белая плитка.
Большее количество декоративных объектов в стеле Ар Нуво использовал Орта в интерьере отеля «Срльвей».
Ещё одно произведение Виктора Орта – «Народный дом». Он представлял собой великолепное архитектурное сооружение с фасадом из стекла и железа. На самом верху здания находился выполненный в стиле 20 века зал заседаний. Его основной чертой служила открытая металлическая конструкция с фонарными столбами.
Бельгийский мастер Виктор Орта считается родоначальником модерна в архитектуре. Фотографии с его интерьерами чаще всего приводят в пример как эталонные для стиля. В своих постройках использовал новые для того времени материалы, он разработал новые стандарты использования в архитектуре металлоконструкций и стекла. В интерьерах мастера Орте преобладает природное изящество и гармония, что как раз таки характерно для стиля Ар Нуво. Все элементы от светильников до лестниц выполнены в едином стиле и органично сочетаются друг с другом.
Список используемой литературы
1. Иконников А.В. «История архитектуры. Утопии и реальность» - Издательство: Прогресс-традиция Год: 2001
2. Михайлов С.М. «История дизайна», том 2 - Союз дизайнеров России. Москва. 2002
3.Сюзанна А. Стерноу «Арт Нуво. Дух прекрансой фантазии» - Минск: Белфакс ,1997