Согласно Федерального закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [13].
Современный образовательные учреждения оснащены всем необходимым оборудованием (в частности, системой Мобильного компьютерного класса «Начальная школа» и интерактивного голосования Mimio Vote), позволяющим осуществлять процесс обучения дистанционно. Однако педагог сталкивается со следующими трудностями: каким образом создать web-страницу и web-сайт, с помощью какой системы управления осуществлять редактирование и управление web-сайтом и т.д. Именно этим, на наш взгляд, определяется актуальность данного исследования.
Цель исследования – провести анализ современных WCMS и разработать схему организации процесса обучения младших школьников с использованием выбранной системы управления web-контентом.
Включение дистанционных технологий в процесс обучения младших школьников требует значительной подготовки со стороны педагога: формирование учебного курса (ов), создание web -страницы, web-контента (WCMS) и управление им.
Выбор той или иной системы управления web-контентом осуществляется пользователями на основе различных параметров. Авторами был проведен анализ современных WCMS по следующим критериям:
удобство и простота использования;
безопасность;
доступность пользователям;
наличие обновлений;
спектр шаблонов, тем для оформления.
Результаты проведенного анализа представлены ниже.
Joomla
Joomla – одна из самых популярных систем управления web-контентом.
Достоинства:
система распространяется на бесплатной основе;
наличие регулярных обновлений, что позволяет улучшать наполняемость сайта с помощью дополнительных возможностей;
широкий выбор различных модулей и компонентов.
Недостатки:
невысокий уровень защиты от вредоносных программ;
наличие трудностей в адаптации под задачи поисковой оптимизации (СЕО);
отсутствие возможности управлять одновременно несколькими сайтами;
сложна в освоении [2].
Wordpress
В настоящее время Wordpress является одной из самых популярных WCMS, так как большинство распространенных типов интернет-ресурсов размещаются на базе данной системы управления контентом.
Достоинства:
система распространяется на бесплатной основе;
простота наполнения контента;
разнообразие различных дополнений, модулей и плагинов [7].
Недостатки:
система создает большую нагрузку на сервер, на котором размещается интернет-ресурс, реализованный с помощью этой системы;
некоторые поисковые системы критически относятся к ресурсам, размещенным на Wordpress, так как эта WCMS является основной платформой для сателлитов и других некачественных сайтов;
Уязвимость к вредоносным программам.
Drupal
Drupal это бесплатная WCMS c открытым исходным кодом (open source - дословно открытый источник) [1].
С помощью Drupal создаются корпоративные сайты, сайты интернет магазинов, блоги, социальные сети, персональные страницы.
Достоинства:
простота установки;
расширяемость системы;
разнообразие шаблонов и встроенных тем;
высокий уровень безопасности;
бесплатное использование.
Недостатки:
сложна в освоении;
ограниченное количество бесплатным шаблонов;
сложность установки обновлений;
предназначена для создания более сложных и долгосрочных проектов.
LiveStreet
WCMS LiveStreet применяется для создания блогов и социальных сетей. Она имеет расширенный спектр возможностей, личные страницы, развитую систему комментариев [3].
Достоинства:
проста в установке;
мультиязычность системы;
наличие регулярных обновлений.
Недостатки:
высокий уровень системных требований;
сложна и дорога в доработке в связи с отсутствием необходимых бесплатных плагинов и модулей;
отсутствие административной панели.
TYPO3
TYPO3 – одна из самых широко распространенных в мире корпоративных CMS/CMF, отвечающая высоким стандартам безопасности. TYPO3 используется на сайтах десятков банков, сайтах платежных систем, официальных сайтах сотен вузов и государственных организаций [5].
Достоинства:
гибкая настройка прав пользователей;
возможность использования одной инсталляции для нескольких независимых сайтов и доменов;
возможность использовать расширения из TER (TYPO3 extension repository) и версионирование.
Недостатки:
сложность редактирования;
сложная система опций и настроек;
медленный рендеринг больших страниц.
MODX CMS
MODX – это бесплатная профессиональная система управления содержимым (CMS) и фреймворк для веб-приложений, предназначенная для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом сайтов [4].
Достоинства
открытый исходный программный код
простая панель администратора;
бесплатное распространение;
возможность осуществления разработки нескольких сайтов одновременно.
Недостатки
сложный процесс установки;
ограниченное количество шаблонов;
зависимость производительности от числа документов (при возрастании количества документов производительность резко снижается);
отсутствие грамотной русскоязычной документации.
На основе полученных результатов авторы пришли к выводу о том, что Joomla является наиболее универсальным средством управления web-контентом, не смотря на сложность в освоении данного программного продукта. На наш взгляд, инструментарий Joomla позволит педагогу успешно управлять содержимым сайта, а ученикам – воспользоваться учебным материалом дистанционно с целью получения наиболее полного, качественного образования.
В качестве основы для построения модели процесса обучения и реализации требований эффективного управления использованы принципы программированного обучения: иерархичность, цикличная организация системы управления, шаговая учебная процедура, индивидуализация темпа обучения.
В современных LMS заложены механимы реализации принципов программированного обучения.
Современная it-индустрия представлена различными программными продуктами, которые может использовать учитель для организации образовательного пространства в начальной школе.
В рамках данного исследования был осуществлен анализ современных WCMS с целью выбора наиболее оптимальной из них для реализации процесса обучения младших школьников с помощью дистанционных образовательных технологий. Такой системой, на наш взгляд, является Joomla.
Схема организации процесса обучения с использованием системы управления Joomla представлена на рисунке 2.
Конспекты уроков
Практические задания
Домашнее задание
Внеурочная деятельность
Joomla
Рисунок 2 – Схема организации процесса обучения младших школьников с использованием Joomla
Данная система будет успешно реализована на базе Мобильного компьютерного класса «Начальная школа» и системы интерактивного голосования Mimio Vote. ПО обеспечивает поддержку сотен популярных приложений для обучения и развития учеников, простое распространение цифрового контента и поддержку различных моделей обучения, мультимодальное и групповое обучение посредством взаимодействия и совместной работы, а также возможность обмена современными цифровыми ресурсами для подготовки уроков.
Список литературы
Drupal [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.drupal.org
Joomla [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.joomla.org
LiveStreet [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://livestreet.ru
MODX CMS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://modx.ru/.
TYPO3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.typo3.ru/cms-typo3/
Web-сервер, Web-страница, Web-сайт https://studopedia.ru/14_12480_Web-server-Web-stranitsa-Web sayt.html].
Wordpress [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wordpress.org
Веб-дизайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.multicomp.ru/webdesign/.
Коваленко В.В. Проектирование информационных систем: учебное пособие / В.В. Коваленко. – М.: ФОРУМ 2012Ю.– 320 С. – (Высшее образование).
Описание CMS. [Электронный ресурс] .Режим доступа: http://www.ultersuite.ru/description/
Савельева Н. Системы управления контентом // Открытые системы. 2004. № 4. URL: http://www.osp.ru/os/2004/04/184166/ (дата обращения: 26.12.2017).
Система управления содержимым — Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_управления_содержимым
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Электронный учебный курс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1895795