ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Алябьева Ю.О. 1
1Курский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого государства бюджет играет важнейшую роль, так как является статьей доходов и расходов государства.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Так бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны, достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение содержится в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

Определение бюджетного устройства содержалось в утратившем силу в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В статье 3 упомянутого Закона бюджетное устройство определялось как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты [1].

Согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов» представлена динамика основных характеристик бюджета РФ на соответствующий период (см. таблица 1) [1, 2].

Таблица 1. Характеристики федерального бюджета РФ 2017 -2018 года

Наименование

2018 год

2017 год

Абсолютное изменение,(+/-)

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.

15 257 805 147,7

13 487 566 771,6

1 770 238 376,1

Общий объем расходов федерального бюджета, тыс. руб.

16 529 198 751,4

16 240 809 139,5

288 389 611,9

Верхний предел государственного внутреннего долга, тыс. руб.

10 501 815 935,0

10 351 623 798,0

150 192 137,0

Верхний предел государственного внешнего долга РФ, млрд. долларов США

71,6

53,6

18,0

Дефицит федерального бюджета, тыс. руб.

1 271 393 603,7

2 753 242 367,9

-1 481 848 764,2

Так, общий объем доходов федерального бюджета согласно прогнозным значениям увеличивается в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 1 770 238 376,1 тыс. руб. или на 13,12%.

Общий объем расходов федерального бюджета в 2018 году увеличился на 288 389 611,9 тыс. руб. или на 1,78% по сравнению с 2017 годом.

При этом в 2017 году доходы федерального бюджета меньше расходов федерального бюджета на 16,95%, а в 2018 году – на 7,69%, что является положительным фактором.

Верхний предел государственного внутреннего долга в 2017 году составлял 10 351 623 798 тыс. руб., а в 2018 году – 10 501 815 935 тыс. руб., что на 150 192 137 тыс. руб. больше или на 1,45%.

Верхний предел государственного внешнего долга в 2018 году так же увеличился на 18 млрд. долларов США или на 33,58% и стал равен 71,6 млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета уменьшился на 1 481 848 764,2 тыс. руб. или на 53,82% и стал равен в 2018 году 1 271 393 603,7 тыс. руб., что является положительным фактором.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое состояние в стране находится на пути к улучшению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 2020 годов».

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 2019 годов».

4. Бюджет и бюджетная система: [Учебник] / Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 777 с.

5. Официальный сайт Министерства финансов Российской федерации / [Электронный ресурс] / доступ: https://www.minfin.ru/ru.

Просмотров работы: 76