Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при выходе на уровень дефицита менее 1,0% ВВП в 2018 году (таблица 1.).
В предстоящем бюджетном цикле доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 48,3% в 2016 году до 47,9% в 2018 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,8% в 2015 году до 30,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 21,7% в 2015 году до 22,2% в 2018 году.
Доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации сократится с 35,9% в 2016 году до 33,7% в 2018 году.
Доля расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации возрастет с 33,7% в 2016 году до 34,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 30,8% до 32,3% в 2018 году.
Таблица 1 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации млрд рублей
| Показатели | 2016 год | %% ВВП | 2017 год | %% ВВП | 2018 год | %% ВВП | 
| Доходы, всего | 28 298,20 | 34,3 | 30 726,20 | 33,7 | 33 293,90 | 33,4 | 
| в том числе: | ||||||
| Федеральный бюджет | 13 958,80 | 16,9 | 14 916,60 | 16,4 | 15 932,70 | 16 | 
| в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 13 872,60 | 16,8 | 14 916,60 | 16,4 | 15 932,70 | 16 | 
| Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 9 783,50 | 11,8 | 10 669,30 | 11,7 | 11 359,40 | 11,4 | 
| в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 8 428,30 | 10,2 | 9 142,20 | 10 | 9 984,40 | 10 | 
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего | 10 341,10 | 12,5 | 11 068,30 | 12,2 | 11 839,10 | 11,9 | 
| Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации | 8 074,00 | 9,8 | 8 588,40 | 9,4 | 9 149,20 | 9,2 | 
| в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 397,20 | 5,3 | 4 896,50 | 5,4 | 5 431,80 | 5,5 | 
| Бюджет Фонда социального страхования | 604,4 | 0,7 | 666,5 | 0,7 | 728,8 | 0,7 | 
| в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 580,1 | 0,7 | 641,9 | 0,7 | 704,5 | 0,7 | 
| Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования | 1 662,70 | 2 | 1 813,40 | 2 | 1 961,10 | 2 | 
Продолжение Таблицы 1
| в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 020,00 | 1,2 | 1 129,00 | 1,2 | 1 240,50 | 1,2 | 
| Расходы, всего | 30 886,40 | 37,4 | 32 924,00 | 36,2 | 34 173,90 | 34,3 | 
| в том числе: | ||||||
| Федеральный бюджет | 15 865,00 | 19,2 | 16 650,50 | 18,3 | 16 598,60 | 16,7 | 
| в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 10 806,70 | 13,1 | 11 401,40 | 12,5 | 11 502,50 | 11,6 | 
| Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 10 425,10 | 12,6 | 11 217,70 | 12,3 | 11 733,80 | 11,8 | 
| в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 9 803,20 | 11,9 | 10 557,30 | 11,6 | 11 040,50 | 11,1 | 
| Бюджеты государственных внебюджетных фондов, (с территориальными ФОМС), всего | 10 362,90 | 12,6 | 10 965,40 | 12,1 | 11 630,90 | 11,7 | 
| Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации | 8 044,50 | 9,7 | 8 521,90 | 9,4 | 9 043,90 | 9,1 | 
| Бюджет Фонда социального страхования | 623 | 0,8 | 658,4 | 0,7 | 711,6 | 0,7 | 
| Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования | 1 695,40 | 2,1 | 1 785,10 | 2 | 1 875,40 | 1,9 | 
| в том числе; | ||||||
| Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в ФСС и территориальные ФОМС) | 201,4 | 0,2 | 117,5 | 0,1 | 122,7 | 0,1 | 
На основе выше изложенных направлений бюджетной политики сформирован проект федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, который должен стать одним из базовых инструментов управления преобразованиями в стране, в том числе способствовать запуску структурных изменений в экономике, стимулированию темпов экономического роста, формированию условий для импортозамещения и активизации частных инвестиций.
Повышение уровня предъявляемых требований к бюджетной системе Российской Федерации предполагает реализацию комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджетов, повышению гибкости бюджетных расходов и расширению границ бюджетного маневра.
Реализация основных направлений бюджетной политики по повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных средств, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает «донастройку» государственных программ с их более четкой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита. Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.
Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
Список использованных источников
1. Официальный сайт Министерства финансов РФ —http://www.minfin.ru/
2. Официальный сайт ФНС России http://www.nalog.ru/
3. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.
4. Налоговая политика государства https://knigi.news/nalogi/nalogovaya-politika-gosudarstva
5. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»