Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при выходе на уровень дефицита менее 1,0% ВВП в 2018 году (таблица 1.).
В предстоящем бюджетном цикле доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 48,3% в 2016 году до 47,9% в 2018 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,8% в 2015 году до 30,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 21,7% в 2015 году до 22,2% в 2018 году.
Доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации сократится с 35,9% в 2016 году до 33,7% в 2018 году.
Доля расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации возрастет с 33,7% в 2016 году до 34,0% в 2018 году. Также прогнозируется рост доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 30,8% до 32,3% в 2018 году.
Таблица 1 - Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации млрд рублей
Показатели |
2016 год |
%% ВВП |
2017 год |
%% ВВП |
2018 год |
%% ВВП |
Доходы, всего |
28 298,20 |
34,3 |
30 726,20 |
33,7 |
33 293,90 |
33,4 |
в том числе: |
||||||
Федеральный бюджет |
13 958,80 |
16,9 |
14 916,60 |
16,4 |
15 932,70 |
16 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
13 872,60 |
16,8 |
14 916,60 |
16,4 |
15 932,70 |
16 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
9 783,50 |
11,8 |
10 669,30 |
11,7 |
11 359,40 |
11,4 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
8 428,30 |
10,2 |
9 142,20 |
10 |
9 984,40 |
10 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
10 341,10 |
12,5 |
11 068,30 |
12,2 |
11 839,10 |
11,9 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
8 074,00 |
9,8 |
8 588,40 |
9,4 |
9 149,20 |
9,2 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 397,20 |
5,3 |
4 896,50 |
5,4 |
5 431,80 |
5,5 |
Бюджет Фонда социального страхования |
604,4 |
0,7 |
666,5 |
0,7 |
728,8 |
0,7 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
580,1 |
0,7 |
641,9 |
0,7 |
704,5 |
0,7 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования |
1 662,70 |
2 |
1 813,40 |
2 |
1 961,10 |
2 |
Продолжение Таблицы 1
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 020,00 |
1,2 |
1 129,00 |
1,2 |
1 240,50 |
1,2 |
Расходы, всего |
30 886,40 |
37,4 |
32 924,00 |
36,2 |
34 173,90 |
34,3 |
в том числе: |
||||||
Федеральный бюджет |
15 865,00 |
19,2 |
16 650,50 |
18,3 |
16 598,60 |
16,7 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
10 806,70 |
13,1 |
11 401,40 |
12,5 |
11 502,50 |
11,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
10 425,10 |
12,6 |
11 217,70 |
12,3 |
11 733,80 |
11,8 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
9 803,20 |
11,9 |
10 557,30 |
11,6 |
11 040,50 |
11,1 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, (с территориальными ФОМС), всего |
10 362,90 |
12,6 |
10 965,40 |
12,1 |
11 630,90 |
11,7 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
8 044,50 |
9,7 |
8 521,90 |
9,4 |
9 043,90 |
9,1 |
Бюджет Фонда социального страхования |
623 |
0,8 |
658,4 |
0,7 |
711,6 |
0,7 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования |
1 695,40 |
2,1 |
1 785,10 |
2 |
1 875,40 |
1,9 |
в том числе; |
||||||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в ФСС и территориальные ФОМС) |
201,4 |
0,2 |
117,5 |
0,1 |
122,7 |
0,1 |
На основе выше изложенных направлений бюджетной политики сформирован проект федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, который должен стать одним из базовых инструментов управления преобразованиями в стране, в том числе способствовать запуску структурных изменений в экономике, стимулированию темпов экономического роста, формированию условий для импортозамещения и активизации частных инвестиций.
Повышение уровня предъявляемых требований к бюджетной системе Российской Федерации предполагает реализацию комплексного подхода к обеспечению устойчивости бюджетов, повышению гибкости бюджетных расходов и расширению границ бюджетного маневра.
Реализация основных направлений бюджетной политики по повышению эффективности бюджетных расходов будет опираться как на нахождение более тесных взаимосвязей между результативностью и объемами бюджетных средств, так и на активное реформирование применяемых инструментов реализации бюджетной политики. Это, в свою очередь, предполагает «донастройку» государственных программ с их более четкой привязкой к целям государственной политики, усилением проектных принципов их построения, созданием новой системы их внешнего и внутреннего аудита. Кроме того, должны быть реализованы меры по повышению качества предоставления государственных услуг, процедур проведения государственных закупок, предварительного и последующего государственного финансового контроля.
Неотъемлемым условием эффективной реализации обозначенной бюджетной политики в предстоящем периоде является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
Список использованных источников
1. Официальный сайт Министерства финансов РФ —http://www.minfin.ru/
2. Официальный сайт ФНС России http://www.nalog.ru/
3. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.
4. Налоговая политика государства https://knigi.news/nalogi/nalogovaya-politika-gosudarstva
5. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»