В наше время развитие физической культуры и спорта – это одна из важнейших задач государства. В связи с этим 24 марта 2014 года Президентом РФ В.В. Путиным был подписано «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [1]. По его словам, было решено сохранить прежнее название как дань уважения традициям минувших поколений. Но в современной России преследуется другая цель, а конкретнее продление жизни россиян и увеличение процента населения, которое регулярно занимается спортом. Комплекс ГТО является важным этапом в развитии системы физического воспитания, а также способствует дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей.
В настоящее время тема возрождения Комплекса «Готов к труду и обороне» является очень актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания студенческой молодежи, а также определяет уровень физической подготовки людей различных возрастов.
На протяжении двадцати лет учебные программы многих вузов создавались без учета задач, которые содержал комплекс ГТО. Это является огромным минусом. Но в тоже время внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в практику высших учебных заведений требует новых форм и методов практической работы.
Главная образовательная задача физического воспитания - формирование физической культуры личности обучающегося, включающей следующие компоненты: операционный (физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, техническая и тактическая подготовленность), мотивационный (мотивы к физкультурно-спортивной деятельности и ценностное отношение к ней), когнитивный (знания в области физической культуры), диагностический (регулятивный, способность к самоанализу и самооценке) и поведенческий (личный опыт физкультурно-спортивной деятельности, активность в ней). Базовым является операционный компонент, поэтому мониторинг качества физического воспитания студентов немыслим без мониторинга их физической подготовленности [2].
Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодёжи невероятно велика. Специалисты в области спорта и физического воспитания должны все больше обращать внимание на то, что задачи российского образования выдвигают все новые и новые требования к системе физического воспитания студентов вузов. Преподавательская деятельность в вузах направлена на организацию учебного процесса и досуга студентов. В совокупности все это способствует социально-культурному и психологическому становлению студенческой молодежи, а также созданию условий для формирования у неё осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями для повышения уровня физической подготовленности. Ведь именно от здоровья студентов зависит работоспособность будущих специалистов, имеющих высшее образование.
Однако, реализация комплекса ГТО затрудняется. Основными препятствиями становятся слабая материально-техническая база. Большой процент студентов имеет хронические заболевания или физические отклонения, поэтому встает вопрос о создании более широкой базы нормативов. Так же система не предусматривает участия в ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые являются обучающимися высших ученых заведений. Содержание программы ГТО для лиц с отклонениями в состоянии здоровья должно соответствовать таковому для здоровых, учитывая при этом специфику заболевания и степень двигательных и функциональных ограничений [3].
Вторым необходимым условием является применение навыков, полученных входе сдачи нормативов, применение их в дальнейшей профессиональной деятельности [4].
Существенное замечание было замечено со стороны общественников: «Сами по себе знак отличия ГТО и присвоенный спортивный разряд несут определенную ценность, однако не предоставляют получателю каких-либо преимуществ. Представляется, что для достижения целей комплекса ГТО необходимо законодательно определить дифференцированные преференции для граждан, получивших знаки отличия ГТО и спортивные разряды» [5].
Третьим важным условием является популярность данного комплекса среди студентов и остальной категории молодежи. Статистика говорит, что большой процент молодых ребят практически не интересуется спортом. Стоит ввести ряд поощрений за успехи в соответствии с порядком, установленным в учебном заведении. Это моет послужить хорошей мотивацией к сдаче ГТО. Так же для привлечения студентов необходимо проводить небольшие агитационные кампании, устраивать открытые занятия по выполнению физических упражнений.
Привлекая, необходимо прививать у студентов интерес к самостоятельным занятиям физической культурой, который может быть связан с общественными мероприятиями, посвящёнными сдачи нормативов ГТО. Так же стоит устанавливать на территории вузов и во всем городе больше спортивных площадок, где люди могли бы заниматься спортом в свободное от учебы и работы время. Преподаватель должен обеспечивать студентов методическими руководствами по самостоятельной работе, заданиями по изучаемой дисциплине.
Таким образом, возращение к сдаче норм ГТО закладывает студентам высших учебных заведений фундамент здорового образа жизни, а также к активному образу жизни. В результате бывшие студенты буду прививать навыки здорового образа жизни в своих семьях.
Список литературы:
[1] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-gto-kak-osnova-monitoringa-fizicheskogo-vospitaniya-studentov.
[2] Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20636.
[3] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/commissions/11.pdf.
[4] Кугаевских В.Г. Состояние физической подготовленности студентов в преддверии внедрения комплекса ГТО–Динамика систем, механизмов и машин. – 2014. – No6. – С.138–140.
[5] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2015/3/24/736014.html.