ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО СЕКТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСП В РФ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО СЕКТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСП В РФ

Богаева А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.05.2017 отражены в таблице 11.

Таблица 1 - Юридические лица и индивидуальные предприниматели в РФ

 

Всего

из них

Юридических лиц

Индивидуальных предпринимателей

всего

из них

всего

из них

Микро предприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

 

Микро предприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

РФ

6080091

2937415

2679171

238231

20013

3142676

3114136

28185

355

ЦФО

1861973

1041630

945983

87229

8418

820343

813880

6375

88

СЗФО

701985

401840

368160

31348

2332

300145

297652

2464

29

ЮФО

710400

220202

200994

17739

1469

490198

486645

3518

35

СКФО

203875

49462

44978

4118

366

154413

153576

828

9

ПФО

1099201

511234

463673

44143

3418

587967

581324

6559

84

УФО

525538

257959

237012

19402

1545

267579

264789

2755

35

СФО

709982

337591

310509

25239

1843

372391

368399

3936

56

ДФО

267137

117497

107862

9013

622

149640

147871

1750

19

По данным таблицы 1 видно, что в 2016 году в России сектор МСП представлен в основном микропредприятиями. Численность микропредприятий в разы превышает количество малых и средних предприятий. При этом это характерно как для предприятий, имеющих статус юридического лица, так и для индивидуальных предпринимателей.

Наибольшая численность микропредприятий приходится на Центральный и Приволжский федеральные округи, затем следуют Северо-Западный, Сибирский, Уральский и замыкает число лидеров Южный федеральный округ.

Рисунок 1 – Сектор МСП РФ на 10.05.2017.

В 2016 г. по данным Росстата, основанным на выборочном наблюдении за сектором малого предпринимательства, и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 172,9 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых занято 5378,1 тысяч работников списочного состава, внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (см. табл. 2.2).

В ЮФО число малых предприятий составило 14,1 тыс. или в 8,1% от общего числа в РФ.

Таблица 2 - Основные показатели, характеризующие деятельность малых предприятий (без микропредприятий) в 2016 г.2

 

Число малых предприятий

Число замещенных рабочих мест (работников)2)

Инвестиции в основной капитал

тыс.

в % к итогу по России

тыс.

в % к итогу по России

млн. рублей

в % к итогу по России

Российская Федерация

172,8

100

5378,1

100

411554,8

100

Южный федеральный округ

14,1

8,1

512,4

9,5

42901,2

10,4

Республика Адыгея

0,4

0,2

12,5

0,2

1937,0

0,5

Республика Калмыкия

0,1

0,1

4,6

0,1

67,0

0,0

Республика Крым

1,0

0,6

29,6

0,6

1855,8

0,5

Краснодарский край

3,9

2,3

219,2

4,1

14194,3

3,4

Астраханская область

0,9

0,5

28,2

0,5

2196,7

0,5

Волгоградская область

3,0

1,8

74,0

1,4

3891,9

0,9

Ростовская область

4,4

2,5

138,0

2,6

18628,5

4,5

г. Севастополь

0,2

0,1

6,3

0,1

130,0

0,0

1) Без учета изменений критериев отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральными законами от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ и постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016г. № 265.

2) Работники списочного состава, внешние совместители и лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.

Из таблицы 2 также видно, что инвестиции в основной капитал по Южному федеральному округу на данный период составили всего лишь 10,4 %, при этом практически половина из этой суммы приходится на Краснодарский край (3,4%), а вторая половина на Ростовскую область (4,5%). Доля остальных субъектов ЮФО незначительна, так по г. Севастополю и Республике Калмыкия она составляет 67,07 млн. руб. и 130,0 млн. руб. соответственно, что в процентном соотношении равно нулю. При этом и число малых предприятий в этих субъектах наименьшее. Так в г. Севастополе оно составило 200 предприятий, в Республике Калмыкия 100. Если отражать это графически, то получим следующую картину (см. рис. 2.)

Рисунок 2 – Число малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам РФ3

Рассмотрим деятельность данного сектора, также без учета микропредприятий в отраслевом разрезе (см. таблицу 3)

Таблица 3 - Оборот малых предприятий (без микропредприятий) в 2016 г.

 

Оборот малых предприятий – всего, млрд. рублей

из него

обрабатывающие производства

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1

2

3

4

5

6

7

Российская Федерация

18738,2

2194,9

2007,4

10690,6

814,3

1658,2

Южный федеральный округ

1541,1

186,9

123,7

922,4

53,5

82,5

Республика Адыгея

28,2

5,2

3,3

14,0

0,6

1,7

Республика Калмыкия

5,8

0,4

1,0

2,7

0,2

0,3

Республика Крым

61,0

9,3

3,8

30,9

3,0

2,8

Краснодарский край

671,4

66,9

57,5

422,7

21,2

29,6

Астраханская область

55,0

7,4

6,9

25,5

5,5

4,4

Волгоградская область

195,3

25,9

19,7

99,7

5,4

17,9

Ростовская область

511,1

69,4

30,6

319,5

17,0

25,4

г. Севастополь

13,4

2,4

1,0

7,4

0,7

0,6

На рисунке 3 показаны оборот и инвестиции в основной капитал по округам России за 2016г.

Рисунок 3 - Оборот и инвестиции в основной капитал по округам России (без микропредприятий) за 2016г.

Таким образом, в Российской Федерации больше половины денежного оборота приходится на сектор оптовой и розничной торговли. Не исключением здесь также является Южный федеральный округ, где 59,8% оборота составляет этот же сектор.

Список литературы:

  1. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства http://smb.gov.ru/

  2. Сайт министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main

  3. Портал малого и среднего предпринимательства РК http://www.smb.e-rk.ru/

  4. Сайт министерства экономики и торговли РК http://www.e-rk.ru/

  5. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://www.nalog.ru

Говоря о роли и основных функциях малого предпринимательства, представляется необходимым выделить следующие, по мнению автора, наиболее важные из них:

  • активное участие субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния;

  • эффективное распределение и использование природных, финансовых ресурсов, которые достигаются за счет вовлечения в воспроизводственный процесс ресурсов, не представляющих интерес или являющихся отходами крупных производств;

  • увеличение ВВП за счет доли, создаваемой субъектами МСП;

  • посредничество в межотраслевом перетоке капиталов, укрепление связей между различными секторами экономики;

  • формирование активного среднего класса как основы становления гражданского общества в целом.

Следует отметить, что вышеперечисленные функции субъектов МСП, к сожалению, не реализуются в полной мере в экономике Российской Федерации в связи с имеющимися проблемами развития данного сектора и, в том числе, недостаточности государственной финансовой поддержки малых и средних фирм. На рисунке 2.4 показан ряд проблем, мешающих дальнейшему развитию предпринимательства.

Рисунок 2.4 - Проблемы, стоящие перед малым бизнесом

Данный перечень определен с помощью исследований, проводимых кафедрой экономики предприятия ИГУМОиИТ. Как показано на рисунке 2.4, отечественный предприниматель, желающий начать свой бизнес, сталкивается с многочисленными трудностями. Среди них можно выделить следующие проблемы:

Во-первых, несовершенство законодательной базы, проявляющееся в значительном количестве законодательных актов, порой дублирующих или даже противоречащих друг другу.

Во-вторых, сложность в получении информации о возможном ресурсном обеспечении своего бизнеса, о порядке и условиях доступа к ним, с нежеланием исполнительных органов на местах дать возможность во-влечения в хозяйственный оборот простаивающих и неиспользуемых ресурсов (прежде всего, недвижимости).

В-третьих, открытие малого предприятия предполагает наличие стартового капитала. И если собственных средств нет или их количество недостаточно, единственным источником получения необходимых средств выступает банковский кредит. Однако ситуация с получением необходимых финансовых ресурсов предпринимателями от кредитных организаций (банков) продолжает оставаться достаточно сложной, т.к. банки, опасаясь риска невозврата выданных средств, всячески усложняют этот механизм и проводят политику высоких процентов по выдаваемым малым предприятиям кредитов. Причем кредиты выдаются в двух формах — залоговые и беззалоговые. На долю малых предприятий по всем формам кредитования приходится лишь 24% всех кредитов, т.е. основные кредитные ресурсы поступают в крупный бизнес. Не имея стартового капитала, начинающие предприниматели могут рассчитывать, в основном, только на беззалоговые кредиты. Однако и с этими кредитами не все так просто.

  • В настоящее время многие банки занимаются кредитованием малого бизнеса, но лишь нескольких из них можно выделить в качестве лидеров и по объемам предоставления финансовых ресурсов, и по лояльности и выгодности получения кредита предпринимателями. Так, в лидерах по объемам кредитов малому бизнесу и территориальному охвату на беззалоговой основе следует выделить такие банки, как Сбербанк и ВТБ 24. К сожалению, статистика свидетельствует, что выдача 70% всех кредитов осуществлялась в 10 регионах-лидерах. Остальные 30% приходилось на остальные 70. При этом ставки, по которым средства предоставлялись этими банками, колебались от 15,8 до 16, 0% на срок от 3 до 3, 7 лет. Таким образом, небольшой срок кредитования и достаточно высокие ставки по выдаваемым кредитам, ухудшают ситуацию для малых предприятий, ставя их в условия выбора между желанием начинать свое дело при отсутствии стартового капитала и поиском работы в качестве наемного работника. В связи с этим интересны данные, полученные в результате опроса, проводимого ВЦИОМ:

  • только 4% населения России имеет свой бизнес, а 82% даже не пытались его начать;

  • образовательный уровень предпринимателей в малом бизнесе распределяется следующим образом: высшее образование имеют только 18%, среднеспециальное — 10%;

  • условием начала своего бизнеса 82% населения считает наличие стартового капитала и связей.

Свою лепту в удорожание кредитных ресурсов вносит и высокая ставка рефинансирования, составляющая на 2 мая 2017г. - 9,25%4, в то время как в странах Еврозоны она составляет всего лишь 0,75%. Устанавливая такую высокую ставку рефинансирования, ЦБ России тем самым делает предоставление кредитных ресурсов представителям предпринимательства слишком невыгодным и недоступным.

В-четвертых, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют ему находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.

В-пятых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.

В-шестых, малый бизнес в нашей стране за годы становления так и не смог кардинально изменить свою производственную составляющую. Приходится констатировать тот факт, что, как и в 90-х годах, малый бизнес продолжает развиваться на торговом «поле», в то время как производящий бизнес так и не получил широкого развития. Приводимые ниже данные свидетельствуют, что свыше 50% всех малых предприятий сосредоточено в сфере услуг. И это вполне объяснимо, так как эта сфера характеризуется низкой фондоемкостью и высокой трудоемкостью. Кроме того, до недавнего времени эта сфера деятельности была развита слабо, поэтому малый бизнес занял пустующую нишу, сделав так, что эта сфера стала одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики, охватывая широкое поле деятельности — от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества любого рода (рисунок 2.5)

Рисунок 2.5- 10 самых "популярных" ОКВЭД в МСП на 10.05.20175

Специфика сферы услуг заключается в том, что потребитель обычно присутствует в производственном процессе и контакт его с производителем более тесный. Кроме того, для этой сферы типична максимальная индивидуализация обслуживания с учетом требований потребителя. Этим объясняется, с одной стороны, высокая конкуренция среди предприятий этой сферы, а с другой — необходимость учета следующих факторов:

  • месторасположение предприятия данной сферы в основном определяется месторасположением потребителей. Именно поэтому такое широкое развитие в нашей стране получила сетевая торговля, предполагающая создание целой сети торговых организаций в различных регионах России;

  • взаимодействие с потребителем. Однако степень взаимодействия различна в зависимости от характера предоставляемой услуги. Важным является также и умение работников налаживать контакты с потребителем;

  • уровень конкуренции в отрасли. Наличие большого числа предприятий, работающих в этой сфере, ставит перед представителями малого бизнеса задачу поиска альтернативных источников производства услуги, возможности проведения маркетинговых исследований конъюнктуры рынка по данному товару или услуге [24].

По данным последнего исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ»[62], треть компаний считают административные барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается.

Высокая стоимость финансовых ресурсов, жесткие требования к заемщикам указывает на недоступность финансирования для малых и средних предприятий, и это, пожалуй, проблема номер один, препятствующая динамичному развитию МСП в России.

Определенную роль играет и отношение к предпринимательству. В последнем исследовании, проведенном в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия оказалась на последнем месте среди 69 стран по такому показателю, как желание граждан начать свое дело (GEM, 2012) [14].

Несомненно, на возможности развития сектора МСП влияют и такие факторы, как сложившаяся, сильно ориентированная на экспорт сырья и топлива структура российской экономики [16]. В данной отрасли естественный феномен – преобладание крупных предприятий, которые по традиции сложившейся в России практики не нуждаются в кооперации с малыми и средними предприятиями.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малых бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран и развитой системой регулирования малого предпринимательства. Наиболее эффективными достижениями в этом направлении можно считать:

  • Закупки госкомпаний у малого бизнеса не ниже 18 %;

  • Двухлетние налоговые каникулы для впервые созданных ИП в сфере;

  • промышленности, социальной и научной сферах, в сфере услуг;

  • Мораторий на рост налогов до 2019 г.;

  • Расширение действия патента – 47 видов деятельности на патенте;

  • Право регионов снижать налоги для МСП по ЕНВД (с 15 % до 7,5 %);

  • и УСН «доходы» (с 6 % до 1 %);

  • Трехлетний мораторий на плановые проверки субъектов МСП;

  • Продление действия 159-ФЗ на 3 года (льготная приватизация) до 2018 г.;

  • Распространение действия 44-ФЗ на ГУПы и МУПы (законопроект в разработке);

  • В 2 раза увеличен порог оборота для отнесения предприятий к субъектам МСП;

  • «Заморозка» коэффициента-дефлятора (К1) для ЕНВД на 2016 год.

По различным оценкам экономистов в России должны действовать не менее 9-12 миллионов малых предприятий [65]. При улучшении условий для организации и ведения предпринимательской деятельности можно уверенно ожидать усиление динамики приближения к данному числу.

1Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – Федеральная налоговая служба https://rmsp.nalog.ru/

2 Источник: составлено автором на основе Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. Сб./Росстат. М., 2015, С. 21

3 Статистический обзор о социально-экономическом положении Южного федерального округа

4 Информация ЦБ РФ

5 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Просмотров работы: 72