ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ВЕРКБУНДА В СТАНОВЛЕНИИ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ВЕРКБУНДА В СТАНОВЛЕНИИ ДИЗАЙНА

Корскова Н.А. 1, Бердник Т.О. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Упадок в архитектуре и прикладном искусстве конца ХIX века, с которым пытались бороться теоретики искусства, рождающегося в новых производственных условиях (Готфрид Земпер, Уильям Моррис и др.), перешёл в 90 – х годах в глубокий кризис художественного производства. Необходимость сознательного телесного сотрудничества художников и промышленников была единственным рациональным выходом из сложившейся стагнации художественных идей. Реформы с нетерпением ожидала не только творческая интеллигенция, но и вся общественность.

1907 год был годом создания немецкого Веркбунда, движения творческой элиты, которая сыграла немаловажную роль в становлении дизайна XX в. в Европе. Дословно «Werkbund» в переводе с немецкого означает «производственный союз».

На то время в Германии быстро развивается промышленность, а ускоренный научно-технический прогресс вывел страну в число крупнейших развитых держав. Это давало ей право собрать на своей земле лучших специалистов, творческую интеллигенцию со всей Европы и создать единый союз блестящих мастеров, которые в дальнейшем даст начало синтезу прикладного искусства и архитектуры в современное понятие «дизайн» [1].

Объединение Веркбунд было создано из двенадцати художников - архитекторов и «прикладников» - и двенадцати фирм, выпускавших художественную продукцию. Несмотря на различные позиции художников в вопросах искусства, их объединяла одна цель: повышение эстетических качеств в изделиях искусства, ремесла и промышленности. Эта концепция выразилась в лозунге: «одухотворение немецкой работы подъёмом её качества». По замыслу членов Веркбунда «высокое качество» обозначало не только применение высококачественных материалов и идеальный внешний вид, но и «глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета» [2].

Рациональность, лаконичность и функциональность – идеология Веркбунда должна была привести к установлению единого нового вкуса в обществе. Архитектуре как главенствующему виду искусства уделялось при этом особое внимание. Руководство Веркбунда стремилось влиять на все отрасли художественного производства. Для этого в двадцати двух городах страны были созданы мастерские – выставочные залы прикладных искусств и ремёсел.

Помимо разработки и изготовления различной конструктивной мебели, лаконичных гончарных и металлических изделий, плаката, полиграфических изданий, объединение выполняло архитектурные работы, проектирование интерьеров государственных и муниципальных зданий.

Пропагандируя свои идеалы, Веркбунд постепенно воспитывал потребителя к восприятию новых форм. Но в большей степени он оказал влияние на предприятия, которые начали выпускать изделия, делая акцент на их функциональность и простоту. Свои идеи, а также сведения по различным материалам и их свойствам, творческое объединение выражало в специальных книжных изданиях, которые были рассчитаны на потребителя, производителя и художника.

Веркбунд позаботился также и об организации уникальных курсов совместно с Союзом Торгового образования, на которых предприниматели, владельцы фабрик получали знания в области эффективной торговли и эстетике производимых товаров. Проведение различных лекций и пропаганда принципов «ремесло – прикладное искусство – промышленность» имели огромное распространение в Германии в начале XX века [3].

Успехи союза имели грандиозный успех. Количество членов Веркбунда к 1914 году достигло почти двух тысяч, в их число входили художники, представители промышленной торговли, музейные работники. Идеи Веркбунда вскоре распространились за пределами Германии – в Австрии, Швеции, Венгрии, а также по аналогии с немецким Веркбундом в Англии была создана Design and Industries Association [4].

Объединение Веркбунд – одно из родоначальников европейского и мирового дизайна. Взяв на себя ответственность за воспитание целых поколений, Веркбунд сумел вложить в европейскую культуру представление об эстетике, представление о том, какой должна быть культура производства и как нужно относиться к своему делу.

Творческая деятельность Веркбунда также очень важна в контексте современного дизайна. Именно Веркбунд занимался поиском новых форм, новых средств выражения своего творческого потенциала. Его практика использования принципа полезного сотрудничества человека и машины в то время имел бурный успех.

В 1919 году сообщество стало той почвой, на которой в дальнейшем возникла знаменитая немецкая школа Баухаус, первое высшее образовательное учреждение, занимавшееся подготовкой профессионалов новой формации - дизайнеров.

Список использованных источников

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 10: Архитектура XIX- начала XX вв./ Ред. Хан-Магамедов С.О., Максимова П.Н., Савицкий Ю.Ю. М., 1972.

  2. Л. М. Холмянский, А. С. Щипанов Дизайн: Книга для учащихся.— М.: Просвещение, 1985.

  3. Аронов В. Р. Архитектура и дизайн. М., 1975.

  4. Ковешникова Н.А. Дизайн. История и теория. М.: Омега-Л, 2009

Просмотров работы: 685