Цель нашего исследования – изучить особенности употребления в речи студентов медицинского университета слов-паразитов.
Методы исследования: анализ теоретической литературы; наблюдение за речью студентов на занятиях и в непосредственном общении; анкетирование, классификация слов-паразитов.
Мы выяснили, что в научной литературе встречаются разные термины, обозначающие понятие слово-паразит: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители» [1, С.25].
Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов [2, С. 83]. Употребление таких единиц речи чаще всего лишено всякого смысла. К ним относятся слова и выражения: как бы, просто, короче, на самом деле, так сказать, вот, ну и др.
Большинство лингвистов считают, что слова-паразиты используются вследствие бедности словарного запаса. В разговорной речи не всегда удается быстро найти подходящее слово. Однако существует и другая точка зрения, например, писатель Петр Вайль пишет: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки» [3]. Кроме того, бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. В частности, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, тогда говорящий стремится потянуть время, за которое он сможет подобрать ответ. Еще одним фактором, влияющим на увеличение слов-паразитов, является волнение человека или его желание быстрее закончить речь. Иногда на некоторые слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Существует еще одна тока зрения, связанная с особенностями употребления слов-паразитов: их использование сигнализирует о внутреннем эмоциональном состоянии говорящего. Психоаналитики выявили [4, C.97], что слово-паразит, характерное для речи определенного человека, может рассказать о складе его характера. Так, выражение «на самом деле» используют экстраверты – реалисты, которые считают правильным только свою точку зрения и готовы постоянно всем это доказывать.
Проанализировав слова-паразиты в речи студентов первого курса Тюменского ГМУ, мы выявили следующие функции слов-паразитов:
- эмоциональная окраска речи: блин, вообще;
- замещение пауз: ну, вот;
- подбор нужной фразы: э-э-э, м-м-м, это;
- желание ускорить речь: короче, так сказать;
- сигнал неуверенности говорящего в том, о чем говорит: как бы;
- желание что-то вспомнить: как его, как это.
Опрос 130 студентов 1 курса лечебного факультета ТюмГМУ показал, что почти все учащиеся употребляют слова-паразиты (95%). При этом 55% опрошенных, большинство респондентов, положительно относятся к этой группе слов и считают их использование в речи допустимым.
Мы считаем, что использование таких слов влияет на характер восприятия речи собеседником. В связи с этим вслед за преподавателями культуры речи предлагаем ряд рекомендаций по предупреждению этой ошибки.
Человек, который использует слова-паразиты, чаще всего их не замечает, поэтому, в первую очередь, необходимо выявить этот недостаток в своей речи, записав ее на диктофон. После прослушивания записи можно будет понять, с каким словами-паразитами нужно бороться. Во-вторых, нужно быть внимательным к своей речи, делать акцент на этих словах, пытаясь заменить их каким-нибудь звуком. Можно воспользоваться помощью близких: попросить их обращать внимание на использование «лишних» слов. Совершенствование своей речи, чтение классической литературы, запись интересных оборотов речи, заучивание стихов, скороговорок способствует повышению уровня культуры речи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание слушателя от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты студенты используют вследствие скудности словарного запаса.
Список литературы:
1. Дараган Ю. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи // «Вестник». Выпуск 3(47). Т., 2005, С 25-34.
2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке? // 1 сентября. Русский язык. 2004. № 1. С. 83 – 104.
3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/129362.html
4. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Учеб.пособие– М.: Просвещение, 1986 – 127 с.