ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задорожная И.А. 1, Шепетина А.А. 2
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возрастные кризисы представляют собой относительно непродолжительные по времени периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, имеют нормативныйхарактер и необходимы для нормального поступательного развития личности.

Во время возрастных кризисов происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего «Я» и отношений с окружающими. Одним из таких моментов является кризис трех лет.

В жизни каждого родителя наступает момент, когда дошкольник начинает вести себя не так, как раньше: разбрасывает игрушки, кричит, проявляет агрессию. Подобное поведение говорит о возможном наступлении кризисного периода. По мнению Л.С. Выготского, в данный период ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими [1].

Д.Б. Эльконин полагает, что кризис трех лет является кризисом социальных отношений. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Осознание своего «Я» у ребенка начинается под воздействием практической деятельности, поэтому, в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого [2].

В возрасте трех лет ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет.

Наиболее часто встречающейся формой поведения ребенка является упрямство. Высказав какую-либо мысль, ребенок будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Попытки переубедить зачастую являются тщетными. Проявляя упрямство, ребенок хочет понять, что с его мнением считаются.

Очень часто в поведении ребенка наблюдается негативизм. Под этим термином подразумевается стремление дошкольника противоречить окружающим и делать все не так, как ему говорят. Ребёнок отказывается делать то, что его просят не потому, что ему не хочется, а потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма каждый раз, когда отдает строгий приказ.

Стремление к самостоятельности является неотъемлемой частью кризиса трех лет. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность Л.С. Выготский называет своеволием [1].

В период кризиса трех лет все, что ребенку было дорого или интересно может потерять для него всякое значение. Так проявляется симптом обесценивания. Это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким людям. Например, ребенок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

Еще одним проявлением кризиса является деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись.

Что касается продолжительности кризиса, то это зависит от каждого отдельного случая, а еще – от правильного поведения родителей. Кризис может начать проявляться в период с 2,5 до 3,5 лет. У более активных детей с хорошо развитой речью кризисный возраст более ранний и первые его признаки могут наблюдаться в 2,6 – 2,8 лет.

Психология кризиса трех лет у ребенка доказывает, что это - обязательный этап в развитии ребенка, помогающий малышу осознать себя как личность. Не стоит выяснять, кто из взрослых плохо воспитывал ребенка. Надо консолидировать все свои силы, чтобы помочь маленькому упрямцу пережить этот сложный период жизни.

Список использованной литературы

1. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучении - сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44–63.

2. Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е изд. М.: Изд-во «Академия», 2008. 384 с.

Просмотров работы: 48