В частности, социально ориентированные некоммерческие организации, реализуют множество молодежных социальных проектов, не только тех, которые способствуют решению различных социальных проблем данной категории граждан, но и те, в которых, непосредственно, сама молодежь может реализовываться в качестве волонтеров и добровольцев, инициаторов и организаторов социальных акций. При совместной деятельности молодежи и СО НКО создаются условия для удовлетворения профессиональных, социальных, образовательных, культурных, духовных и других потребностей молодых людей. Именно через деятельность СО НКО молодежь может проявить себя активными гражданами, неравнодушными к социальным проблемам общества, защитить свои права, реализовать свою социальную активность, почувствовать себя неотъемлемой и значимой частью современного общества. При этом молодой человек может быть как клиентом, так и, непосредственно, членом или руководителем социально ориентированной некоммерческой организации [2, с. 10; 3].
При реализации различных социальных проектов и программ социально ориентированные некоммерческие организации, в первую очередь, привлекают к данной работе квалифицированных и опытных специалистов в социальной сфере. Однако, привлечение к деятельности СО НКО социально активной молодежи, особенно когда именно молодежь является основной целевой аудиторией проекта, может не только улучшить проводимые мероприятия с учетом потребностей молодежной группы населения, но и оперативно скоординировать проект с учётом меняющихся потребностей молодежи.
С целью определения и мониторинга уровня взаимодействия молодежиг. Хабаровска и социально ориентированных некоммерческих организаций было проведено социологическое исследование в форме анкетирования. Респондентами стали молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, студенческая, в том числе работающая молодежь. Возраст почти 93% опрашиваемых преимущественно составил от 17 до 23 лет, 84,3% молодежи относят к сфере своей основной деятельности обучение, остальные 15,7% респондентов ответили, что основная их занятость – работа.
Респондентам было предложено определить свои специализацию и направление подготовки и сферу деятельности (для работающей молодежи). Соответственно, сферу своей деятельности определяли как работающие молодые люди, так и студенческая молодежь, частично занятая работой. Результаты этого блока анкетирования представлены на рис. 1.
Рис. 1. Определение молодежью своей специализации и направления подготовки, сферы деятельности
Важно отметить, что из всего числа респондентов к реализации добровольческой деятельности относят себя не только молодежь социально-гуманитарной направленности, но и те, чьи профессиональная деятельность и направления подготовки связаны и с технической, и с коммерческой сферами. На вопрос «Являетесь ли Вы волонтером?» 67,1% с уверенностью ответили, что таковыми являются, а 32,9% опрашиваемых ответили, что когда-либо принимали участие в деятельности каких-либо СО НКО г. Хабаровска. Более того, 72,9% отметили то, что социально активное молодежное сообщество г. Хабаровска способно реализовать свой потенциал через деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, остальные 22,9% затрудняются ответить, 4,3% ответили «нет». При этом с большой уверенностью признали деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций важной для современного гражданского общества 78,6% опрошенных, 14,3% затруднились ответить, и лишь 7,1% молодежи так не считают.
Отсюда следует вывод о том, что для большинства респондентов, как социально активной молодежи, важен опыт участия в социальных проектах и, возможно, организации социально ориентированных мероприятий. Для социально ориентированных некоммерческих организаций, в первую очередь, именно такая социально активная молодежь будет являться наиболее востребованной для взаимодействия и взаимного привлечения обеих сторон к деятельности и решению проблем друг друга. Респонденты в свою очередь, отмечают СО НКО как эффективную площадку для взаимодействия молодежного сообщества в области подготовки их в качестве специалистов социальной сферы, волонтеров, специалистов по предоставлению социальных услуг и т.п. (87,1%).
Однако наиболее перспективной площадкой взаимодействия молодежи и СО НКО города Хабаровска для совместной деятельности респондентами был отмечен ВУЗ, при этом респондентам предлагалось выбрать один, либо несколько вариантов ответа (рис. 2).
Рис. 2. Наиболее перспективная площадка для взаимодействия молодежи и СО НКО г. Хабаровска
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для понимания взаимодействия молодежи и СО НКО необходимо рассмотреть актуальные направления работы и формы возможного взаимодействия с ВУЗами и выявить наиболее перспективные из них.
Исследование проблем, перспектив развития и уровня взаимодействия молодежи и СО НКО г. Хабаровска касается, в частности, молодежи и с точки зрения их проблем занятости в условиях современного рынка труда, и в том числе решения социальных проблем данной категории.
В связи с этим, респондентам был предложен блок вопросов, ориентированный на возможность рассмотрения в качестве своего будущего работодателя СО НКО, возможность создания самим молодым людям СО НКО, а также получение профессиональной подготовки в сфере оказания социальных услуг.
Ответившие в своём большинстве отдают предпочтение реализации своей социальной активности через участие в мероприятиях СО НКО. Однозначно хотели бы 41,4%, а 31,4% отметили, что скорее хотели бы, чем нет (рис. 3).
Рис 3. Реализация социальной активности молодежи через участие в мероприятиях СО НКО
В то же время профессиональную подготовку в сфере оказания социальных услуг хотели бы получить 55,7% молодежи и в дальнейшем применить эти знания и умения (рис. 4).
Рис 4. Получение профессиональной подготовки в сфере оказания социальных услуг
На вопрос рассмотрения в качестве работодателя СО НКО мнения респондентов практически в равной мере разошлись, как и в вопросе создания своей СО НКО: категорично и «да», и «нет» ответили в первом случае 28,6% и 30%, во втором – 14,3%. В целом, положительно на учреждение своего СО НКО смотрят 34,3% опрошенных, а отрицательно – 45,7%. Но в ответах на эти два вопроса очень большая доля тех, кто затруднился с ответом (21,4% и 20%). В целом это можно интерпретировать так, что значительная доля молодёжи ещё не сформировала чёткого отношения к СО НКО как сферы профессиональной деятельности (рис. 5; рис. 6).
Рис. 5. Социально ориентированные некоммерческие организации как будущие работодатели для молодежи
Рис. 6. Представление молодежи себя в качестве учредителя СО НКО
Ежегодно возрастает количество СО НКО, осуществляющих деятельность в области добровольчества, в сферах образования, просвещения, науки, поддерживающих общественно значимые молодежные инициативы, проекты, происходит и увеличение объема грантов и пожертвований для таких организаций [4; 5]. Несомненно, это говорит о том, что поддержка СО НКО является одним из приоритетов государственной политики РФ.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социально ориентированные некоммерческие организации могут стать поставщиками социальных услуг населению [1]. Данное право дает возможность для социально ориентированных некоммерческих организаций не только привлечь молодежь в качестве волонтеров к участию в их деятельности и стать площадкой для профессионального самоопределения, но и возможность рассмотрения молодым поколением СО НКО как своего работодателя.
Содействие активной самоорганизации молодых граждан вносит значительный вклад в развитие гражданского общества, в обеспечение качества и даже доступности услуг социальной сферы. Значительная часть программ и проектов, инициируемых СО НКО самостоятельно и совместно с молодежью, создают условия для социализации личности молодого человека, формируют через систему прав и свобод потребность в самореализации в исходном для этого социальном пространстве.
Учитывая социальную активность молодежи, как одну из основных мобильных групп современного общества, где-то оперативно реагирующую на вызовы современности, а где-то затрудняющуюся в социальных вопросах, необходимо повышать уровень взаимодействия молодежи и СО НКО. При этом следует как укреплять позиции СО НКО в глазах молодежи, так и у молодежи формировать положительное отношение к СО НКО в вопросах их занятости не только во внеучебной, но и в трудовой деятельности; в вопросах решения проблем современного рынка труда (привлекать в качестве сотрудников, волонтеров и т.д.) и обращения в СО НКО с целью решения социальных проблем молодежи в целом.
Список литературы:
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/.
Бабарыкина Н. В. Социально-культурная модель формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи в некоммерческих общественных организациях // Инновационные технологии в гуманитарной сфере Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов. Алтайский государственный институт культуры. 2017. С. 9-15.
Добрынина М. В., Коваленко Д. Г., Кранин А. В. Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций // ЭСГИ. 2017. №3 (15).
Ежегодный доклад о деятельности и развитии СОНКО за 2016 г. // Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки СО НКО: [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. 31.08.2017.URL: http://nko.economy.gov.ru/ Files/NewsDocuments/ef54d172-13a8-43a2-ae4ba7fe7becade7.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
Попова Ю. С., Пряхин Г. Н. Современная классификация некоммерческих организаций // Вестник ЧелГУ. 2014. №21 (350).