Для осуществления контроля знаний преподаватели используют тематические тесты, тестирующие программы (в режиме off-line или в режиме on-line) для оценки уровня подготовки обучающихся и для самообследования образовательного учреждения при подготовке к комплексной оценке (интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), интернет тренажеры).
Сегодня образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам всемирной сети, а некоторые из них собственные интернет-страницы, на которых располагаются методические разработки, учебные программы и т.п.
Существуют и образовательные Интернет-ресурсы, которые не только помогают обучающемуся в развитии, но и могут предоставить бесплатные образовательные курсы. Примерами могут послужить:
Универсариум - открытая система электронного образования;
UniverTV - образовательный видеопортал;
ИНТУИТ (Интернет-Университет информационных технологий - Национальный открытый университет). Каталог электронных курсов;
Открытое образование - курсы ведущих вузов России для каждого без ограничений;
Лекториум - просветительский проект.
Отдельного внимания достоин сайт edu-top.ru. Он позиционируется как каталог образовательных ресурсов сети интернет. Информацию могут найти как школьники, так и преподаватели со студентами. Стоит рассмотреть следующие разделы:
Федеральные образовательные ресурсы: раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Региональные образовательные ресурсы: раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
Инструментальные программные средства: раздел содержит перечень основных компьютерных программных средств, использование которых позволяет автоматизировать большинство видов образовательной деятельности в целях повышения их эффективности. Ресурсы раздела содержат информацию об особенностях внедрения в обучение информационных и телекоммуникационных технологий. Описываются сценарии учебных занятий, осуществляемых с применением компьютерной техники, обсуждаются образовательные электронные издания и ресурсы, специфика их создания и использования.
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии: Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др.
Ресурсы для администрации и методистов: раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности. В содержание ресурсов включены государственные образовательные стандарты, рекомендованные или авторские учебные программы, примерные поурочные планы, методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении, методические рекомендации по преподаванию отдельных тематических направлений.
Ресурсы для абитуриентов: раздел содержит сведения о направлениях, специальностях, условиях приема и обучения студентов российских вузов. Ресурсы, собранные в разделе, сообщают о печатных и электронных изданиях, публикующих сведения о высшем профессиональном образовании, общих требованиях к абитуриентам, вступительных экзаменах; предоставляют информацию справочного характера и учебный материал по различным дисциплинам; знакомят с рейтингом высших учебных заведений России, а также оказывают оперативную помощь в выборе специальности.
Хотелось бы отметить несколько Интернет-ресурсов для педагогов, таких как:
1С:Репетитор. Образовательные продукты компании "1C". Компания "1С" представляет на своем сайте серию мультимедийных образовательных продуктов "1С:Репетитор", предназначенных для изучения следующих дисциплин по школьной программе: математика, русский язык, физика, химия, биология. Компакт-диски содержат изложение всего школьного курса по конкретной дисциплине и тесты для проверки усвоения материала. Специальный компакт-диск "Сдаем Единый экзамен" представляет собой репетиционно-методический комплекс для подготовки к новой технологии контроля знаний. На сайте можно скачать методические рекомендации и демо-версии. Имеется интернет-версия "1С:Репетитор-Он-Лайн".
Intel® Education Galaxy - Образовательная галактика Intel® - сообщество неравнодушных педагогов, которым интересно будущее образования в свете использования новых информационных технологий. Интернет-ресурс объединяет разносторонние и разноплановые on-line ресурсы Intel в единое пространство и добавляет к этому среду для общения педагогов-единомышленников между собой и с внешними экспертами посредством блогов и форумов. В числе экспертов – методисты и тьюторы программ, сотрудники Intel, внешние консультанты, технические гуру и журналисты. Спектр вопросов, обсуждаемых в Образовательной галактике, меняется и дополняется. Материалы портала полезны теоретикам и практикам, молодым учителям и педагогам с большим стажем.
«Арсенал образования», учебно-методический центр. Дистанционное обучение в режиме on-line: повышение квалификации работников образования, дополнительное образование для взрослых и школьников.
Интернет-ресурсы помогают в углублении знаний и самостоятельного обучения студентов, а преподаватели могут более эффективно управлять познавательной деятельностью обучающихся, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.
2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
3. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. 172 с.
4. http://edu-top.ru/katalog/
5. http://rusla.ru/rsba/technology/infores/internetpedagog/