КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мозолева О.В. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Феномен культуры как стержень культурологического подхода в образовании младших школьников предполагает понимание самого ученика в его учебной деятельности. Культура - это основное понятие культурологического подхода, определяющего распространение и освоение культурных ценностей. Культурологический подход в начальном образовании – это методологическая ориентация, в основе которой определен аксиологический, т.е. ценностный вектор образовательного процесса. Появление культурологического подхода детерминировало понимание культуры как средства формирования личности в начальной школе. Основными компонентами культурологического подхода являются образование как историко-культурный феномен и человек как субъект этого процесса. Формирование младшего школьника как субъекта культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим, является целью начального образования. Исходя из этого, сущность индивида определяется самознанием, нравственностью и креативом. Учащийся рассматривается как индивидуальность, способная к самостоятельной детерминации при общении с другими личностями. В настоящее время большое внимание уделено культурологическому подходу в рамках личностно-ориентированного образования, в различных системах развивающего и проблемного обучения. Это отражено в исследованиях Е.В. Бондаревской, А.А. Макареня, В.А. Сластенина и др. Отбор содержания и способы организации учебной деятельности определены приоритетом базовых общечеловеческих интересов в освоении культурных ценностей и становлением младшего школьника как субъекта культуротворческой деятельности. На личностном уровне содержание аксиологического элемента в системе культурологического подхода проявляется в способности индивида оценивать, выбирать, реализовывать ожидания, имеющиеся у младших школьников в системе ценностных ориентаций и представлений о науках. На основе культурологического подхода строятся формирование эстетических и этических качеств личности, ценностная составляющая, интегрированная в содержание изучаемых дисциплин, содержание воспитательной работы, межличностное общение младшего школьника и учителя, образовательная среда школы. В индивидуальном контексте любая общезначимая ценность приобретает действенное значение. Технологии, методы и приемы построения, отбор содержания и способы организации образовательного процесса являются направляющей культурологического подхода в любых образовательных системах. Особенностью современной начальной школы является изменение образовательной парадигмы, т.е. переход от технократической к гуманитарно-гуманистической в соответствии с логикой культурологического подхода. Целью развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учеников в начальной школе является усвоение основ конкретных знаний и умений в рамках конкретных дисциплин. Это обеспечивает ключевые компетенции в обучении, саморазвитии и самосовершенствовании, которые отражены в ФГОС НОО. Интеграция культурологического и системно-деятельностного подходов строится по бытийным, духовно-нравственным, эстетическим и интеллектуальным ценностям. Что способствует формированию культуры младших школьников?1. Мотивация учебной деятельности, формирование устойчивых интересов к познанию окружающего мира.

2. Проектная и исследовательская деятельность учеников начальной школы.

3. Обеспечение успешности усвоения учебного материала в процессе дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса.

4. Интерпретация моделей и установление содержательных связей между элементами знаний.

5.Обращение к истории изучаемых наук, этимологии научных терминов.

Культурологический подход как общенаучный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую позицию учителя, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую человека её субъектом, главным действующим лицом.

Литература:

1.Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. д-ра. пед. наук. М., 2012.

2.Культурологический подход в образовании / под ред. Ловецкого Г.И. – Калуга: Изд-во Бочкарёвой, 2015. – 156с. – С. 113 – 118.

3.Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 66с.

4.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студентов высш. Учебн. Заведений. – М.: Академия, 2013. – 192с.

Просмотров работы: 628