ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Новожилова Д.А. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыка имеет немаловажное значение в системе начального образования, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, потому что 7-8 летний ребенок эмоционально и чувствительно воспринимает окружающую действительность.

Специфика уроков музыки наиболее точно отвечает потребностям ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым сохраняя ребенку здоровье.

Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки, и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить учеников музыке, а как их увлечь. Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная. На уроке традиционно применяются следующие формы музыкальной деятельности:

- слушание музыки;

- исполнительская деятельность;

- пение;

- музыкально-познавательная деятельность.

Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны, и долго усидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к тому, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.

В наше время, когда поток музыкальной информации общедоступен, задача учителя музыки научить детей отличать хорошую музыку от плохой, сформировать музыкальный вкус ребенка. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят, вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки). Такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение. Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу.

Другая форма музыкального приобщения – это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, ритмические ансамбли и прочее. Исполнительская деятельность реализует такие музыкально-педагогические задачи как развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа), творческое развитие ребенка.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и нести детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.

Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день, встречаются разные мнения. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. Однако музыкальная грамотность и музыкальная грамота понятия не тождественные. Музыкальная грамотность – это способность и желание ребенка воспринимать музыку эмоционально, понимать ее, чувствовать стиль автора, исполняемого произведения даже не зная сочинения. А музыкальную грамоту или элементы теории музыки нужно включать очень осторожно, после накопления некоторого слухового опыта у ребенка. В начальной школе при обучении музыки не должно быть никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.

Таким образом, умение слушать и слышать музыку, размышлять о ней, нужно воспитывать в ребятах с самого начала занятий музыкой. Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию и нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников.

Просмотров работы: 1002